Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10693/2016

Требование: О признании незаконным решения о снятии с жилищного учета, признании незаконным распоряжения и обязании предоставить другое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением истец был снят с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу N 33-10693


Судья: Кузьмичев А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Пильгуна А.С.,
и судей Салтыковой Л.В., Кочергиной Т.В.,
при секретаре Б.Н.Г.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело апелляционной жалобе истца **** на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска **** к Департаменту городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

установила:

**** обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным распоряжения в части оформления договора социального найма на комнату N 10 в помещении II по адресу: г. ****.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на следующие обстоятельства.
**** на основании ведомственного ордера от 30.04.1993 года N 21933 с 1993 года занимал койко-место в ведомственном общежитии коридорного типа по адресу: ****.
Распоряжением Главы Управы района "Кунцево" города Москвы от 30.04.1999 года N 491-р истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
13.12.2013 г. распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N Р57-14500 на его имя оформлен договор социального найма на жилое помещение, не свободное от прав иных лиц, а именно, на комнату N 10 в помещении II по адресу: ****.
03 февраля 2014 года Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У57-1196 истец снят с жилищного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 13.12.2013 года N Р57-14500 в части оформления договора социального найма на комнату N 10 в помещении II по адресу: ****; признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 03.02.2014 года N У57-1196 о снятии с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить другое жилое помещение по договору социального найма.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец **** по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность постановленного судом решения проверена в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии явился истец ****, который поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы Управы района "Кунцево" Западного административного округа г. Москвы N 491-Р от 30 апреля 1999 года **** был принят на учет по улучшению жилищных условий по категории "общие основания".
На момент постановки на учет истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: **** (общежитие), где занимал койко-место.
При исключении общежития из специализированного жилого фонда, Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 13.12.2013 года N Р57-14500 "О закреплении занимаемых помещений по договору социального найма (в бывшем общежитии)" за истцом по договору социального найма закреплена комната N 10 в помещении N II по адресу: ****, жилой площадью 13,1 кв. м.
03 февраля 2014 года Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У57-1196 **** снят с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченный по норме предоставления.
Отказывая истцу в заявленных исковых требованиях, суд первой инстанции сослался на положения статей 49 п. 3, 29 п. 5, 55, 56 ЖК РФ, ст. ст. 1, 14, 15 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", и исходил из того, что в настоящее время истец занимает комнату площадью жилого помещения 13,1 кв. м в комнате N 10 в помещении II по адресу: **** по договору социального найма, что превышает размер учетной нормы.
Суд первой инстанции признал Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N У57-1196 от 03 февраля 2014 года законным и обоснованным, поскольку обстоятельства, которые явились основанием для постановки истца на жилищный учет отпали.
Не соглашаясь с доводами истца о том, что с ним заключен договор социального найма на жилое помещение, не свободное от прав третьих лиц, суд указал на то, что Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 13 декабря 2013 года N Р57-14500 "О закреплении занимаемых помещений по договору социального найма (бывшем общежитии)", в связи с исключением его из специализированного жилищного фонда города Москвы, комната N 10 в помещении II по адресу: ****, закреплена за **** по договору социального найма, с иным лицом договор социального найма не заключался, комната N 10 за иными лицами не закреплялась, в связи с чем предоставленные истцом финансовый лицевой счет и квитанции на имя **** не приняты судом, поскольку данные документы не предоставляют право на пользование жилым помещением.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договора социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договора социального найма.
При таких обстоятельствах, ****, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., мог быть снят с учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее до 01.04.2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 ЖК РСФСР.
На момент постановки **** на жилищный учет, действовал Жилищный Кодекс РСФСР, ст. 29 которого закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе проживавших в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии.
Соответственно, снятие истца с жилищного учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент их постановки на учет, а не в силу Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Между тем судом не были установлены основания, предусмотренные ст. 32 ЖК РСФСР, которые бы позволяли снять **** с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В настоящее время истец **** занимает жилое помещение, расположенное по адресу: **** комната N 10 в помещении II, площадью жилого помещения 21,6 кв. м, общей площадью 21,5 кв. м, жилой площадью 13,1 кв. м, формальное увеличение жилой площади истца произошло в связи с принятием административного акта, которым изменен статус занимаемого им жилого помещения в бывшем общежитии.
Судебной коллегией учитывается, что Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28 августа 2013 г. распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У57-11561 от 25 сентября 2012 года, признано незаконным. **** восстановлен на учете по улучшению жилищных условий с даты постановки на учет с 1999 года.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22.01.2014 года N У57-537 **** восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки с 30.04.1999 года.
В соответствии с п. 2 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 г. N 743-ПП, оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Положения Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ не предполагают возможность снятия с жилищного учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005 г., если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
При таких обстоятельствах вывод суда об обоснованности снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N У57-1196 от 03 февраля 2014 года не может быть признан законным, в связи с чем решение подлежит отмене, а **** подлежит восстановлению на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на такой учет, то есть с 30 апреля 1999 года.
Разрешая требования истца о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 13.12.2013 года N Р57-14500 в части оформления договора социального найма на комнату N 10 в помещении II по адресу: ****, обязании предоставить другое жилое помещение, судебная коллегия приходит к следующему.
13 декабря 2013 года Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принято решение о заключении с В. договора социального найма в отношении комнаты комнату N 10 в помещении II по адресу: ****.
На основании указанного распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на комнату N 10 в помещении II по адресу: ****, с **** оформлен договор социального найма.
Как усматривается из выписки из домовой книги, **** один зарегистрирован и проживает в комнате N 10 в помещении II по адресу: г. ****, также нанимателем данного жилого помещения указан ****, занимающий жилую площадь 6,55 кв. м.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ", суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что имели место нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 743-ПП от 19.12.2012 года утвержден Порядок оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность г. Москвы.
Пунктом 3 Порядка, утвержденного указанным Постановлением, установлен перечень условий по реализации права на оформление договора социального граждан РФ, вселенных в помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, до передачи их в собственность г. Москвы.
Из п. 8 указанного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы N 743-IIII от 19.12.2012 г., следует, что в случае, когда граждане вселены в нежилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, и проживают в них на законных основаниях, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, ответственные за перевод нежилых помещений в жилые, в установленном порядке рассматривают вопрос о возможности признания помещения жилым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. При отсутствии возможности признания нежилого помещения жилым, проживающие в нем граждане подлежат переселению в свободное жилое помещение, использовавшееся в качестве общежития, в границах города Москвы, равнозначное занимаемому нежилому помещению по общей площади и количеству комнат, но не превышающее норму предоставления площади жилого помещения (18 квадратных метров площади жилого помещения). При этом с гражданами оформляется договор социального найма.
Распоряжение Департамента городской политики и жилищного фонда г. Москвы от 13 декабря 2013 года N Р57-14500 об оформлении договора социального найма издано на основании и во исполнение действующего жилищного законодательства, в связи с чем доводы истца о заключении договора социального найма с **** в отношении спорного жилого помещения не обоснованы и материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении требований **** о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 13.12.2013 года N Р57-14500 в части оформления договора социального найма на комнату N 10 в помещении II по адресу: ****, обязании предоставить другое жилое помещение, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Исковые требования **** к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий - удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У57-1196 от 03 февраля 2014 года.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить **** на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет, то есть с 30 апреля 1999 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)