Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 09.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-18047/2017

Требование: О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является инвалидом бессрочно, страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, однако жилье ему предоставлено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. по делу N 33-18047/2017


Судья Талипова З.С.
учет N 119г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Калимуллина Р.Я., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Я.Т. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 сентября 2017 года, которым постановлено:
В иске Я.Т. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о внеочередном обеспечении отдельной жилой площадью отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Я.Т. и ее представителя - Я.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Я.Т. обратилась к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Исполком АМР РТ) с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование требований указано, что истица является инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания и признана нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время Я.Т. со своей семьей, состоящей из трех человек, проживает в доме, в котором, кроме ее семьи, проживают еще шесть человек: жена брата и их двое несовершеннолетних детей, родители - мать и отец, старший брат. Данный дом расположен по адресу: <адрес>, состоит из трех комнат общей площадью 56 кв. м. Указанное жилое помещение находится в собственности брата.
18 апреля 2017 года Я.Т. обратилась с заявлением о предоставлении ей отдельного жилья, на что ответчик направил уведомление о том, что жилье будет предоставлено в порядке очереди. Состояние истицы в последнее время ухудшилось, что крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии проживающих совместно с ней несовершеннолетних племянниках. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 года "Об утверждении перечня хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" истица, как страдающая заболеванием, указанным в этом перечне, имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилья.
В суде первой инстанции Я.Т. иск поддержала.
Представитель Исполкома АМР РТ иск не признал.
Судом отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Я.Т. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Выражает несогласие с выводами суда. Ссылается на справку, подтверждающую наличие у нее заболевания, в связи с которым имеет право на внеочередное обеспечение отдельной жилой площадью.
В суде апелляционной инстанции Я.Т., ее представитель Яшина Л.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Исполкома АМР РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса Перечне.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из материалов дела следует, что Я.Т. зарегистрирована и проживает в доме <адрес>, собственником которого является ее брат. В указанном доме также зарегистрированы муж истицы ФИО1, сын - ФИО2, мать - ФИО3, отец - ФИО4, братья - ФИО5, ФИО6, а также ФИО7.
Я.Т. является инвалидом второй группы бессрочно.
Согласно заключению врачебной комиссии N.... от 01 марта 2017 года Я.Т. страдает заболеванием код по МКБ-10 <данные изъяты>, которое включено в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Кроме того, данное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.2 Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Таким образом, порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения на условиях социального найма.
Обращаясь с настоящими требованиями, Я.Т. просит обеспечить ее жилым помещением на условиях договора социального найма.
Исходя из приведенных выше нормативных правовых актов в совокупности с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим. При этом предоставление жилого помещения рассматриваемой категории граждан по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Я.Т. в установленном законом порядке малоимущей не признана.
Так как Исполком АМР РТ не наделен в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных специальным перечнем, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, не являющихся малоимущими, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Я.Т.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.Т. - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)