Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что воспитывалась в детском доме и относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Муртазалиев М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Администрации городского округа "Город Избербаш", Государственному казенному образовательному учреждению (ГКОУ) "Детский дом N N " г. Избербаш о признании решения Главы администрации ГО "Город Избербаш" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; о признании не исполнением должным образом ГКОУ "Детский дом N N " г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; об обязании Главы администрации ГО "Город Избербаш" принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя истца адвоката Баркаева М.Б. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 17 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Г. к Администрации городского округа "Город Избербаш", ГКОУ "Детский дом N N " г. Избербаш о признании решения Главы администрации ГО "город Избербаш" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; о признании не исполнением должным образом ГКОУ "Детский дом N N г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; об обязании Главы администрации ГО "город Избербаш" принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителя истца - адвоката Баркаева М.Б., просившего решение суда отменить и исковые требования удовлетворить, судебная коллегия
установила:
Г. <дата> года рождения, через своего представителя Баркаева М.Б., обратилась в суд с указанным иском и в обоснование его указала, что в период времени с 1986 по 1992 г. г. воспитывалась в Детском доме N N г. Избербаш и относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении.
23 мая 2013 г. Избербашский городской суд Республики Дагестан, рассмотрев гражданское дело по ее исковому заявлению к Администрации ГО "город Избербаш" о понуждении поставить ее на жилищный учет и обеспечить ее жилой площадью не ниже социальной нормы постановил отказать в удовлетворении ее требований.
19 августа 2013 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан, рассмотрев ее апелляционную жалобу на указанное решение Избербашского городского суда, отменила данное решение и вынесла по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме и обязало Администрацию городского округа "Город Избербаш" Республики Дагестан предоставить ей жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, предусмотренных законом".
Президиум Верховного суда Республики Дагестан, рассмотрев кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан на названное решение суда апелляционной инстанции, постановил кассационную жалобу удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 августа 2013 г. отменить, решение Избербашского городского суда от 23 мая 2013 г. оставить без изменения.
Из названного постановления Президиум Верховного Суда Республики Дагестан следует, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Г., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладает.
Согласно данной норме она имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Из указанного постановления Президиума Верховного Суда Республики Дагестан также усматривается, что до достижения возраста 23-х лет она, Г., без уважительных причин не встала на учет, как нуждающаяся в получении жилого помещения.
04 марта 2016 г. она обратилась к Главе администрации ГО "город Избербаш" с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое зарегистрировано за входящим N.
Решением Главы ГО "город Избербаш" от <дата> N ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшейся без попечения родителей, для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, было отказано. Принятое решение Глава ГО "город Избербаш" мотивировал тем, что она, Г., до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не становилась.
Указанное решение Главы ГО "город Избербаш" считает не законным, так как она на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что ГКОУ "Детский дом N N " г. Избербаш должным образом не исполнил обязанности по защите ее, - Г., жилищных прав, хотя, согласно ст. 127 КоБС РСФСР (действовавшим на момент нахождения Г. в детском учреждении) выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении детей, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, возлагалась на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. Кроме того, согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшим в период нахождения Г. в детском учреждении) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с приведенными нормами Законов, которые действовали в период, когда она, - Г. находилась в детском учреждении и по окончании пребывания в этом учреждении, на Детском доме N N г. Избербаш лежала обязанность по защите ее жилищных прав.
Между тем, Детский дом N N г. Избербаш должным образом свои обязанности по защите ее, - Г., жилищных прав не выполнил, в результате чего она не была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и не была во внеочередном порядке обеспечена жилой площадью по окончании пребывания в данном детском учреждении.
Отсюда следует, что до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она, - Г., не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что Детский дом N N г. Избербаш должным образом не выполнил свои обязанности по защите ее жилищных прав.
Согласно ч. 1 ст. 8 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 названного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда, как незаконное по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
В соответствии с нормами Законов, которые действовали в период, когда она, - Г. находилась в детском учреждении и по окончанию пребывания в этом учреждении, на Детском доме N N г. Избербаш лежала обязанность по защите ее жилищных прав.
Между тем, Детский дом N N г. Избербаш должным образом свои обязанности по защите ее, - Г., жилищных прав не выполнил, в результате чего она не была принята на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и не была внеочередном порядке обеспечена жилой площадью по окончании пребывания в данном детском учреждении.
Отсюда следует, что до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она, - Г., не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что Детский дом N N г. Избербаш должным образом не выполнил свои обязанности по защите ее жилищных прав.
На основании изложенного истица Г. просила администрацию ГО "город Избербаш" принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 названного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ установлен порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанный порядок предполагает подачу заявлений законными представителями детей-сирот в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение 15 календарных дней со дня достижения им возраста 14 лет, после чего он, при наличии определенных условий, подлежит включению в список, который в последующем направляется в орган исполнительной власти, осуществляющий управление жилищным фондом.
Согласно п. 3 ст. 7 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как усматривается из материалов дела, истец до достижения возраста 23 лет не обращалась с заявлением в орган местного самоуправления о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на льготных условиях.
Поскольку до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истица не реализовала право на обеспечение жилым помещением, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не встала, суд обоснованно пришел к выводу о том, что положения ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не могут распространяться.
Кроме того, положения данных норм распространяются на лиц из числа указанной категории граждан, которые в установленном законом порядке в возрасте до 23 лет подали в орган местного самоуправления письменное заявление о предоставлении им жилого помещения, это заявление было принято уполномоченным органом, и заинтересованное лицо было включено в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, до достижения 23-летнего возраста истица Г. с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращалась.
Она не представила доказательства того, что до достижения возраста 23 лет она предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также имелись до достижения 23-летнего возраста препятствия для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Суд также учитывал обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу по иску Г. к органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечение их жильем в целях социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Г. по достижении возраста 23 лет утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением не имеется, и постановил правильное решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Довод в апелляционной жалобе о том, что истец относится к категории лиц, не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не может быть принят во внимание для отмены решения суда первой инстанции, поскольку по достижении возраста 23 лет он утратил право на получение жилья в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
Утверждение в жалобе о том, что права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав уполномоченными на то органами и лицами, в тот период, когда она была <.>, было предметом обсуждения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для переоценки которой судебная коллегия не находит оснований.
Кроме того, как указывает сама истица, в детском доме она находилась в период с 1986 по 1992 год, то есть до принятия и вступления в силу ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 17 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - адвоката Баркаева М.Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 24.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3693/2016
Требование: Об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что воспитывалась в детском доме и относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу N 33-3693/2016
Судья: Муртазалиев М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Администрации городского округа "Город Избербаш", Государственному казенному образовательному учреждению (ГКОУ) "Детский дом N N " г. Избербаш о признании решения Главы администрации ГО "Город Избербаш" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; о признании не исполнением должным образом ГКОУ "Детский дом N N " г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; об обязании Главы администрации ГО "Город Избербаш" принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя истца адвоката Баркаева М.Б. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 17 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Г. к Администрации городского округа "Город Избербаш", ГКОУ "Детский дом N N " г. Избербаш о признании решения Главы администрации ГО "город Избербаш" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; о признании не исполнением должным образом ГКОУ "Детский дом N N г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; об обязании Главы администрации ГО "город Избербаш" принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителя истца - адвоката Баркаева М.Б., просившего решение суда отменить и исковые требования удовлетворить, судебная коллегия
установила:
Г. <дата> года рождения, через своего представителя Баркаева М.Б., обратилась в суд с указанным иском и в обоснование его указала, что в период времени с 1986 по 1992 г. г. воспитывалась в Детском доме N N г. Избербаш и относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении.
23 мая 2013 г. Избербашский городской суд Республики Дагестан, рассмотрев гражданское дело по ее исковому заявлению к Администрации ГО "город Избербаш" о понуждении поставить ее на жилищный учет и обеспечить ее жилой площадью не ниже социальной нормы постановил отказать в удовлетворении ее требований.
19 августа 2013 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан, рассмотрев ее апелляционную жалобу на указанное решение Избербашского городского суда, отменила данное решение и вынесла по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме и обязало Администрацию городского округа "Город Избербаш" Республики Дагестан предоставить ей жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, предусмотренных законом".
Президиум Верховного суда Республики Дагестан, рассмотрев кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан на названное решение суда апелляционной инстанции, постановил кассационную жалобу удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 августа 2013 г. отменить, решение Избербашского городского суда от 23 мая 2013 г. оставить без изменения.
Из названного постановления Президиум Верховного Суда Республики Дагестан следует, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Г., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладает.
Согласно данной норме она имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Из указанного постановления Президиума Верховного Суда Республики Дагестан также усматривается, что до достижения возраста 23-х лет она, Г., без уважительных причин не встала на учет, как нуждающаяся в получении жилого помещения.
04 марта 2016 г. она обратилась к Главе администрации ГО "город Избербаш" с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое зарегистрировано за входящим N.
Решением Главы ГО "город Избербаш" от <дата> N ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшейся без попечения родителей, для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, было отказано. Принятое решение Глава ГО "город Избербаш" мотивировал тем, что она, Г., до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не становилась.
Указанное решение Главы ГО "город Избербаш" считает не законным, так как она на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что ГКОУ "Детский дом N N " г. Избербаш должным образом не исполнил обязанности по защите ее, - Г., жилищных прав, хотя, согласно ст. 127 КоБС РСФСР (действовавшим на момент нахождения Г. в детском учреждении) выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении детей, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, возлагалась на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. Кроме того, согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшим в период нахождения Г. в детском учреждении) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с приведенными нормами Законов, которые действовали в период, когда она, - Г. находилась в детском учреждении и по окончании пребывания в этом учреждении, на Детском доме N N г. Избербаш лежала обязанность по защите ее жилищных прав.
Между тем, Детский дом N N г. Избербаш должным образом свои обязанности по защите ее, - Г., жилищных прав не выполнил, в результате чего она не была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и не была во внеочередном порядке обеспечена жилой площадью по окончании пребывания в данном детском учреждении.
Отсюда следует, что до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она, - Г., не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что Детский дом N N г. Избербаш должным образом не выполнил свои обязанности по защите ее жилищных прав.
Согласно ч. 1 ст. 8 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 названного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда, как незаконное по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
В соответствии с нормами Законов, которые действовали в период, когда она, - Г. находилась в детском учреждении и по окончанию пребывания в этом учреждении, на Детском доме N N г. Избербаш лежала обязанность по защите ее жилищных прав.
Между тем, Детский дом N N г. Избербаш должным образом свои обязанности по защите ее, - Г., жилищных прав не выполнил, в результате чего она не была принята на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и не была внеочередном порядке обеспечена жилой площадью по окончании пребывания в данном детском учреждении.
Отсюда следует, что до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она, - Г., не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что Детский дом N N г. Избербаш должным образом не выполнил свои обязанности по защите ее жилищных прав.
На основании изложенного истица Г. просила администрацию ГО "город Избербаш" принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 названного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ установлен порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанный порядок предполагает подачу заявлений законными представителями детей-сирот в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение 15 календарных дней со дня достижения им возраста 14 лет, после чего он, при наличии определенных условий, подлежит включению в список, который в последующем направляется в орган исполнительной власти, осуществляющий управление жилищным фондом.
Согласно п. 3 ст. 7 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как усматривается из материалов дела, истец до достижения возраста 23 лет не обращалась с заявлением в орган местного самоуправления о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на льготных условиях.
Поскольку до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истица не реализовала право на обеспечение жилым помещением, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не встала, суд обоснованно пришел к выводу о том, что положения ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не могут распространяться.
Кроме того, положения данных норм распространяются на лиц из числа указанной категории граждан, которые в установленном законом порядке в возрасте до 23 лет подали в орган местного самоуправления письменное заявление о предоставлении им жилого помещения, это заявление было принято уполномоченным органом, и заинтересованное лицо было включено в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, до достижения 23-летнего возраста истица Г. с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращалась.
Она не представила доказательства того, что до достижения возраста 23 лет она предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также имелись до достижения 23-летнего возраста препятствия для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Суд также учитывал обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу по иску Г. к органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечение их жильем в целях социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Г. по достижении возраста 23 лет утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением не имеется, и постановил правильное решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Довод в апелляционной жалобе о том, что истец относится к категории лиц, не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не может быть принят во внимание для отмены решения суда первой инстанции, поскольку по достижении возраста 23 лет он утратил право на получение жилья в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
Утверждение в жалобе о том, что права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав уполномоченными на то органами и лицами, в тот период, когда она была <.>, было предметом обсуждения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для переоценки которой судебная коллегия не находит оснований.
Кроме того, как указывает сама истица, в детском доме она находилась в период с 1986 по 1992 год, то есть до принятия и вступления в силу ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 17 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - адвоката Баркаева М.Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)