Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал на необеспечение жильем гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Загидулина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г. и Кучеровой Р.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора г. Полевского в интересах К. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому" о возложении обязанности по принятию на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и по обеспечению подписания договора найма жилого помещения по апелляционной жалобе территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому" на решение Полевского городского суда Свердловской области от 08 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Ковалевой Т.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Полевского в интересах К. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому" о возложении обязанности по принятию на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что по обращению К. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что К., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать <...> лишена родительских прав решением Полевского городского суда от <...>, отец <...> умер <...>. На основании постановления Главы администрации г. Полевского от <...> N опекуном К. назначена бабушка <...>, которая умерла <...>.
В собственности К. жилого помещения не имеет, по договору социального найма жилое помещение ему не предоставлялось. На учете в администрации Полевского городского округа и в Управлении социальной политики по г. Полевскому К. не состоял и не состоит в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения, поскольку находится в местах лишения свободы, не имеет возможности сам защитить свои права. До настоящего времени жилье К. не представлено. Несмотря на то, что на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, он не состоял и имеет возраст более 23 лет, К. имеет право на такое жилье. Прокурор просил обязать Управление социальной политики по г. Полевскому принять К. на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить жилое помещение К.; обязать ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" предоставить переданное жилое помещение К. по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Управление социальной политики по г. Полевскому обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения К., которому распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания К. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора г. Полевского в интересах К. удовлетворены, территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому обязан поставить К., родившегося <...>, на учет в целях предоставления жилого помещения государственного специализированного фонда Свердловской области; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для К., <...> года рождения; Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" обязано предоставить К. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное К.; территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому обязан обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения К., подписанные экземпляры в течение пяти дней после подписания договора найма специализированного жилого помещения возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
С решением суда не согласился представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому, в апелляционной жалобе ссылается на то, что К. достиг возраста 25 лет и не может быть поставлен на учет; находится в местах лишения свободы и не может обратиться с соответствующим заявлением. В решении не установлен срок его исполнения.
О времени и месте судебного заседания прокурор и другие участники процесса извещены, в судебное заседание не явились. На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд указал, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, <...> однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, <...>, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
- В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
Пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 года N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Министерство социальной политики Свердловской области реализует свои полномочия через территориальные отраслевые органы в муниципальных образованиях.
<...> г. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области М. обратилась в прокуратуру Свердловской области с ходатайством о реализации прав прокурора для обращения в суд в интересах жилищных прав сирот, в котором она указала, что К. содержится в СИЗО N 1 г. Екатеринбурга. Жилое помещение, в котором он проживал, принадлежало на праве единоличной собственности его бабушке <...>, которая умерла в 2007 году. Кто в дальнейшем стал собственником жилого помещения, установить не удалось.
Согласно копии свидетельства о рождении, К. родился <...> в г. Полевской. Его родителями являются <...> и <...> Возраста 18 лет К. достиг <...>, а возраста 23 года - <...>.
Решением Полевского городского суда от <...> лишена родительских прав в отношении К., <...> года рождения. <...> умер <...>.
Ранее постановлением главы администрации г. Полевского от <...> назначена опекуном над несовершеннолетним К., поскольку отец постоянного места жительства не имеет, неоднократно судим, а мать воспитанием детей не занимается, материально не содержит, согласна на опеку.
<...> умерла <...>. При жизни она являлась собственником жилого помещения, расположенного в <...>, на основании договора передачи квартиры в собственности граждан от <...>. После ее смерти права на жилое помещение не переоформлены, что видно из справки Полевского БТИ и РН от <...>, уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах, зарегистрированных на указанное жилое помещение.
К. в собственности не имеет жилых помещений, что следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах, зарегистрированных на его имя от <...>.
Согласно сведениям о результатах проверки в ОСК, К. неоднократно привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказание в виде лишения свободы.
Справкой Управления социальной политики по г. Среднеуральску <...> подтверждается, что К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязательства по обеспечению истца жилым помещением не исполнены. Он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по причинам, признанным судом уважительными: К. неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы, поэтому был ограничен в реализации своих прав. В местах лишения свободы он находился еще до достижения совершеннолетия, органы опеки и попечительства, не предприняли мер к постановке его на учет в целях предоставления жилья, несмотря на то, что его опекун скончалась до достижения им 18-летнего возраста. Такие меры и не предприняла воспитательная колония, где он отбывал наказание.
В связи с этим следует признать уважительными причины пропуска истцом срока подачи заявления о постановке на учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и удовлетворить иск к Управлению социальной политики по г. Полевскому о возложении обязанности по постановке К. на учет в целях предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для К.
Решение суда является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с порядком обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области.
В связи с достижением возраста 23 года К. не утрачивает право на предоставление ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилое помещение может быть предоставлено К. после окончания отбывания наказания.
Управление социальной политики участвует в процессе подписания договора найма специализированного жилого фонда, так как именно указанному лицу Фонд жилищного строительства направляет для подписания детьми-сиротами указанные договоры найма. При этом Управление социальной политики обязано вернуть в Фонд жилищного строительства подписанные экземпляры договоров найма в течение 5 рабочих дней от даты их подписания детьми-сиротами, в соответствии с пунктом 9 указанного выше Порядка.
Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Даже, несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение и принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд. На Управление социальной политики по г. Полевскому возложена только та обязанность, которая предусмотрена для данного органа государственной власти действующим нормативно-правовым регулированием. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.
Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА
Судьи
Е.Г.СЕДЫХ
Р.В.КУЧЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-20405/2015
Требование: Об обязании принять на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, приобрести и предоставить помещение, совершить действия, связанные с подписанием договора найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал на необеспечение жильем гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2015 г. по делу N 33-20405/2015
Судья Загидулина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г. и Кучеровой Р.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора г. Полевского в интересах К. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому" о возложении обязанности по принятию на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и по обеспечению подписания договора найма жилого помещения по апелляционной жалобе территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому" на решение Полевского городского суда Свердловской области от 08 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Ковалевой Т.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Полевского в интересах К. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области "Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому" о возложении обязанности по принятию на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что по обращению К. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что К., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать <...> лишена родительских прав решением Полевского городского суда от <...>, отец <...> умер <...>. На основании постановления Главы администрации г. Полевского от <...> N опекуном К. назначена бабушка <...>, которая умерла <...>.
В собственности К. жилого помещения не имеет, по договору социального найма жилое помещение ему не предоставлялось. На учете в администрации Полевского городского округа и в Управлении социальной политики по г. Полевскому К. не состоял и не состоит в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения, поскольку находится в местах лишения свободы, не имеет возможности сам защитить свои права. До настоящего времени жилье К. не представлено. Несмотря на то, что на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, он не состоял и имеет возраст более 23 лет, К. имеет право на такое жилье. Прокурор просил обязать Управление социальной политики по г. Полевскому принять К. на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить жилое помещение К.; обязать ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" предоставить переданное жилое помещение К. по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Управление социальной политики по г. Полевскому обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения К., которому распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания К. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора г. Полевского в интересах К. удовлетворены, территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому обязан поставить К., родившегося <...>, на учет в целях предоставления жилого помещения государственного специализированного фонда Свердловской области; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для К., <...> года рождения; Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" обязано предоставить К. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное К.; территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому обязан обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения К., подписанные экземпляры в течение пяти дней после подписания договора найма специализированного жилого помещения возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
С решением суда не согласился представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому, в апелляционной жалобе ссылается на то, что К. достиг возраста 25 лет и не может быть поставлен на учет; находится в местах лишения свободы и не может обратиться с соответствующим заявлением. В решении не установлен срок его исполнения.
О времени и месте судебного заседания прокурор и другие участники процесса извещены, в судебное заседание не явились. На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд указал, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, <...> однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, <...>, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
- В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
Пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 года N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Министерство социальной политики Свердловской области реализует свои полномочия через территориальные отраслевые органы в муниципальных образованиях.
<...> г. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области М. обратилась в прокуратуру Свердловской области с ходатайством о реализации прав прокурора для обращения в суд в интересах жилищных прав сирот, в котором она указала, что К. содержится в СИЗО N 1 г. Екатеринбурга. Жилое помещение, в котором он проживал, принадлежало на праве единоличной собственности его бабушке <...>, которая умерла в 2007 году. Кто в дальнейшем стал собственником жилого помещения, установить не удалось.
Согласно копии свидетельства о рождении, К. родился <...> в г. Полевской. Его родителями являются <...> и <...> Возраста 18 лет К. достиг <...>, а возраста 23 года - <...>.
Решением Полевского городского суда от <...> лишена родительских прав в отношении К., <...> года рождения. <...> умер <...>.
Ранее постановлением главы администрации г. Полевского от <...> назначена опекуном над несовершеннолетним К., поскольку отец постоянного места жительства не имеет, неоднократно судим, а мать воспитанием детей не занимается, материально не содержит, согласна на опеку.
<...> умерла <...>. При жизни она являлась собственником жилого помещения, расположенного в <...>, на основании договора передачи квартиры в собственности граждан от <...>. После ее смерти права на жилое помещение не переоформлены, что видно из справки Полевского БТИ и РН от <...>, уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах, зарегистрированных на указанное жилое помещение.
К. в собственности не имеет жилых помещений, что следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах, зарегистрированных на его имя от <...>.
Согласно сведениям о результатах проверки в ОСК, К. неоднократно привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказание в виде лишения свободы.
Справкой Управления социальной политики по г. Среднеуральску <...> подтверждается, что К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязательства по обеспечению истца жилым помещением не исполнены. Он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по причинам, признанным судом уважительными: К. неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы, поэтому был ограничен в реализации своих прав. В местах лишения свободы он находился еще до достижения совершеннолетия, органы опеки и попечительства, не предприняли мер к постановке его на учет в целях предоставления жилья, несмотря на то, что его опекун скончалась до достижения им 18-летнего возраста. Такие меры и не предприняла воспитательная колония, где он отбывал наказание.
В связи с этим следует признать уважительными причины пропуска истцом срока подачи заявления о постановке на учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и удовлетворить иск к Управлению социальной политики по г. Полевскому о возложении обязанности по постановке К. на учет в целях предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для К.
Решение суда является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с порядком обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области.
В связи с достижением возраста 23 года К. не утрачивает право на предоставление ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилое помещение может быть предоставлено К. после окончания отбывания наказания.
Управление социальной политики участвует в процессе подписания договора найма специализированного жилого фонда, так как именно указанному лицу Фонд жилищного строительства направляет для подписания детьми-сиротами указанные договоры найма. При этом Управление социальной политики обязано вернуть в Фонд жилищного строительства подписанные экземпляры договоров найма в течение 5 рабочих дней от даты их подписания детьми-сиротами, в соответствии с пунктом 9 указанного выше Порядка.
Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Даже, несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение и принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд. На Управление социальной политики по г. Полевскому возложена только та обязанность, которая предусмотрена для данного органа государственной власти действующим нормативно-правовым регулированием. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.
Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА
Судьи
Е.Г.СЕДЫХ
Р.В.КУЧЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)