Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Марданова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Пьянкова Д.А. и Кузнецовой Г.Ю., при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 октября 2015 г., которым постановлено:
"Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Д.Е.А., <...> года, уроженке г. <...> Пермской области, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра на территории Пермского края.
Исковые требования Д.Е.А. в части их предъявления к Межрайонному территориальному управлению N 6 Министерства социального развития Пермского края, оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Д.Е.А. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению N 6 Министерства социального развития Пермского края в котором просила возложить на Правительство Пермского края, МТУ N 6 МСР ПК обязанность предоставить ей по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метров, на территории Пермского края.
В обоснование иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Д1. и отец истца - Д2. на основании решений Березниковского суда в отношении истца Д.Е.А. лишены родительских прав. Постановлением Главы города Березники от 02 июля 2002 г. Д.Е.А. определена на воспитание в детский дом N <...> г. <...>. Постановлением от 23 октября 2006 г. истец передана на воспитание попечителю Х. На момент определения ребенка в детский дом N <...> за ней было сохранено право пользования муниципальным жилым помещением - квартирой по ул. <...> в г. Березники. Д.Е.А. обучалась в ГБПОУ <...> с 01 сентября 2012 г. по 30 января 2015 г. по профессии "Продавец, контролер-кассир", получила профессиональное образование. Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району от 05 августа 2013 г. Д.Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, проживающих на территории г. Березники, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, на основании установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, общая площадь которого менее учетной нормы. Истец в браке не состоит, детей на иждивении не имеет, на территории г. Березники, жилого помещения в собственности не имеет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных требований к Правительству Пермского края настаивала, просила предоставить ей жилое помещение на территории г. Березники.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда изменить. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. N 1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией г. Березники является необоснованным. Указывает на то, что планом формирования специализированного жилищного фонда приобретение жилых помещений в г. Березники не предусмотрено. Просит определить место предоставления жилого помещения Д.Е.А. на территории Пермского края либо с согласия Д.Е.А. в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст. 56, 67 ГПК РФ истец Д.Е.А. родилась <...> г. в г. <...> Пермской области.
Решением Березниковского городского суда от 14 ноября 1997 г. мать Д.Е.А. - Д1. в отношении нее лишена родительских прав.
Решением Березниковского городского суда от 27 мая 2002 г. отец Д.Е.А. - Д2. в отношении нее лишен родительских прав.
Постановлением Главы города Березники N <...> от 02 июля 2002 г. несовершеннолетняя Д.Е.А. определена в Детский дом N <...>. Жилая площадь по ул. <...>, находящаяся в хозяйственном ведении МУП "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Березники", сохранена за Д.Е.А.
На основании Постановления Главы г. Березники N <...> от 23 октября 2006 г. попечителем над Д.Е. назначена Х.
Из уведомления Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району следует, что решением комиссии по рассмотрению документов для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, (протокол N <...>), истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 01 июля 2013 г. Д.Е.А. не имеет в собственности жилых помещений, объектов капитального строительства (недвижимого имущества).
Заключением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении (<...>) на том основании, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего, в том числе на истца, составляет менее учетной нормы.
30 января 2015 г. Д.Е.А. выдан диплом о среднем профессиональном образовании, последняя освоила профессию "Продавец, контролер-кассир".
До настоящего времени жилое помещение Д.Е.А. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса <...> ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г. Березники не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлена на учета как нуждающаяся в жилых помещениях на территории г. Березники, зарегистрирована также на территории того же муниципального образования.
Согласие Д.Е.А. на предоставление им жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
В судебном заседании суда первой инстанции истец просила о представлении ей жилого помещения на территории г. Березники.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет материалами дела не доказана, не является таким безусловным доказательством План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 г.
Возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах г. Березники требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием на предоставление истцу жилого помещения на территории г. Березники Пермского края, поскольку предметом спора являлось обеспечение истца жилым помещением в соответствии ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса <...> ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление истцу жилого помещения в г. Березники, соответствует указанным нормам, исковым требованиям не противоречит, нарушением положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не является.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 октября 2015 г. оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Березниковского городского суда Пермского края от 07 октября 2015 г., в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по представлению жилого помещения, изложив ее в следующем виде:
"Возложить на Правительство Пермского края обязанность представить Д.Е.А. дата рождения, уроженке г. <...> Пермской области, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м на территории г. Березники Пермского края".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14625/2015(33-98/2016)
Требование: О возложении обязанности предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2016 г. по делу N 33-14625/2015(33-98/2016)
Судья Марданова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Пьянкова Д.А. и Кузнецовой Г.Ю., при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 октября 2015 г., которым постановлено:
"Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Д.Е.А., <...> года, уроженке г. <...> Пермской области, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра на территории Пермского края.
Исковые требования Д.Е.А. в части их предъявления к Межрайонному территориальному управлению N 6 Министерства социального развития Пермского края, оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Д.Е.А. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению N 6 Министерства социального развития Пермского края в котором просила возложить на Правительство Пермского края, МТУ N 6 МСР ПК обязанность предоставить ей по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метров, на территории Пермского края.
В обоснование иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Д1. и отец истца - Д2. на основании решений Березниковского суда в отношении истца Д.Е.А. лишены родительских прав. Постановлением Главы города Березники от 02 июля 2002 г. Д.Е.А. определена на воспитание в детский дом N <...> г. <...>. Постановлением от 23 октября 2006 г. истец передана на воспитание попечителю Х. На момент определения ребенка в детский дом N <...> за ней было сохранено право пользования муниципальным жилым помещением - квартирой по ул. <...> в г. Березники. Д.Е.А. обучалась в ГБПОУ <...> с 01 сентября 2012 г. по 30 января 2015 г. по профессии "Продавец, контролер-кассир", получила профессиональное образование. Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району от 05 августа 2013 г. Д.Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, проживающих на территории г. Березники, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, на основании установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, общая площадь которого менее учетной нормы. Истец в браке не состоит, детей на иждивении не имеет, на территории г. Березники, жилого помещения в собственности не имеет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных требований к Правительству Пермского края настаивала, просила предоставить ей жилое помещение на территории г. Березники.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда изменить. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей", п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. N 1194-п) полагает, что жилое помещение может быть предоставлено истцу на территории Пермского края, а ограничение его предоставления территорией г. Березники является необоснованным. Указывает на то, что планом формирования специализированного жилищного фонда приобретение жилых помещений в г. Березники не предусмотрено. Просит определить место предоставления жилого помещения Д.Е.А. на территории Пермского края либо с согласия Д.Е.А. в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
По смыслу указанных норм, поскольку Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст. 56, 67 ГПК РФ истец Д.Е.А. родилась <...> г. в г. <...> Пермской области.
Решением Березниковского городского суда от 14 ноября 1997 г. мать Д.Е.А. - Д1. в отношении нее лишена родительских прав.
Решением Березниковского городского суда от 27 мая 2002 г. отец Д.Е.А. - Д2. в отношении нее лишен родительских прав.
Постановлением Главы города Березники N <...> от 02 июля 2002 г. несовершеннолетняя Д.Е.А. определена в Детский дом N <...>. Жилая площадь по ул. <...>, находящаяся в хозяйственном ведении МУП "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Березники", сохранена за Д.Е.А.
На основании Постановления Главы г. Березники N <...> от 23 октября 2006 г. попечителем над Д.Е. назначена Х.
Из уведомления Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району следует, что решением комиссии по рассмотрению документов для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, (протокол N <...>), истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 01 июля 2013 г. Д.Е.А. не имеет в собственности жилых помещений, объектов капитального строительства (недвижимого имущества).
Заключением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении (<...>) на том основании, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего, в том числе на истца, составляет менее учетной нормы.
30 января 2015 г. Д.Е.А. выдан диплом о среднем профессиональном образовании, последняя освоила профессию "Продавец, контролер-кассир".
До настоящего времени жилое помещение Д.Е.А. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса <...> ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г. Березники не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлена на учета как нуждающаяся в жилых помещениях на территории г. Березники, зарегистрирована также на территории того же муниципального образования.
Согласие Д.Е.А. на предоставление им жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
В судебном заседании суда первой инстанции истец просила о представлении ей жилого помещения на территории г. Березники.
Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет материалами дела не доказана, не является таким безусловным доказательством План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 г.
Возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах г. Березники требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием на предоставление истцу жилого помещения на территории г. Березники Пермского края, поскольку предметом спора являлось обеспечение истца жилым помещением в соответствии ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса <...> ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление истцу жилого помещения в г. Березники, соответствует указанным нормам, исковым требованиям не противоречит, нарушением положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не является.
Руководствуясь ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 октября 2015 г. оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Березниковского городского суда Пермского края от 07 октября 2015 г., в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по представлению жилого помещения, изложив ее в следующем виде:
"Возложить на Правительство Пермского края обязанность представить Д.Е.А. дата рождения, уроженке г. <...> Пермской области, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м на территории г. Березники Пермского края".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)