Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит на жилищном учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Плешивцев С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Стрельцова А.С., при секретаре А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 декабря 2015 г. дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 сентября 2015 г., которым на Правительство Пермского края возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить О. в границах г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., пояснения представителя Прокуратуры Пермского края - по доверенности Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Дзержинского района г. Перми в интересах О. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м. Исковые требования мотивированы тем, что О., <...> г.р., имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит на жилищном учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая не его незаконность. Судом необоснованно возложена обязанность предоставить жилое помещение на территории г. Перми, поскольку это противоречит требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ, не нашла оснований к его отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что О., <...> г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые решением Дзержинского районного суда г. Перми от 26.11.2002 г. лишены родительских прав.
Решением комиссии ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми от 29.05.2015 г. (протокол N 11) О. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилья (далее Список). Данных о наличии у него иных жилых помещений на праве собственности либо на ином праве не представлено.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска. При этом суд правомерно исходил из того, что О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что свидетельствует о наличии права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 ЖК РФ также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) проживание лица в Пермском крае; 2) отсутствие у лица на праве собственности либо по договору социального найма жилого помещения; 3) в случае, если лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - отсутствие возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права судебная коллегия находит несостоятельными, отмену решения указанные доводы не влекут.
По правилам ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин свободен в выборе места жительства. О. с рождения и по настоящее время проживает в г. Перми, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Перми как по постоянному месту жительства. Из анализа законодательства, регулирующего отношения по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не следует, что жилое помещение может быть предоставлено в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации (в частности, Пермского края). Следовательно, возложение судом обязанности предоставить жилое помещение в границах территории г. Перми закону не противоречит. В то же время предоставление жилого помещения в любом другом населенном пункте Пермского края может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у О. в месте его жительства, что является недопустимым.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13389/2015
Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит на жилищном учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2015 г. по делу N 33-13389
Судья Плешивцев С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Стрельцова А.С., при секретаре А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 декабря 2015 г. дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 сентября 2015 г., которым на Правительство Пермского края возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить О. в границах г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., пояснения представителя Прокуратуры Пермского края - по доверенности Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Дзержинского района г. Перми в интересах О. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м. Исковые требования мотивированы тем, что О., <...> г.р., имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит на жилищном учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая не его незаконность. Судом необоснованно возложена обязанность предоставить жилое помещение на территории г. Перми, поскольку это противоречит требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ, не нашла оснований к его отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что О., <...> г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые решением Дзержинского районного суда г. Перми от 26.11.2002 г. лишены родительских прав.
Решением комиссии ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми от 29.05.2015 г. (протокол N 11) О. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилья (далее Список). Данных о наличии у него иных жилых помещений на праве собственности либо на ином праве не представлено.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска. При этом суд правомерно исходил из того, что О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что свидетельствует о наличии права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 ЖК РФ также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) проживание лица в Пермском крае; 2) отсутствие у лица на праве собственности либо по договору социального найма жилого помещения; 3) в случае, если лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - отсутствие возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права судебная коллегия находит несостоятельными, отмену решения указанные доводы не влекут.
По правилам ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин свободен в выборе места жительства. О. с рождения и по настоящее время проживает в г. Перми, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Перми как по постоянному месту жительства. Из анализа законодательства, регулирующего отношения по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не следует, что жилое помещение может быть предоставлено в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации (в частности, Пермского края). Следовательно, возложение судом обязанности предоставить жилое помещение в границах территории г. Перми закону не противоречит. В то же время предоставление жилого помещения в любом другом населенном пункте Пермского края может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у О. в месте его жительства, что является недопустимым.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)