Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1287/2016

Требование: О признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилым помещениях.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он с семьей снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ввиду выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. по делу N 33-1287/2016


Судья: Давыдова Ю.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вуколовой Т.Б.,
судей Фоминой Н.И., Савоскиной И.И.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 февраля 2016 года апелляционную жалобу Администрации г.о. Рошаль на решение Шатурского городского суда Московской области от 29 октября 2015 года
по делу по иску У. к Администрации г.о. Рошаль о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилым помещениях,
заслушав доклад судьи Фоминой Н.И.,
объяснения У., представителя г.о. Рошаль МО по доверенности Б., Ш.
установила:

У. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Постановлением администрации городского округа Рошаль от 12.09.2008 года N 336 он и члены его семьи (супруга, 2 сына и дочь) приняты на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (номер очереди - 354), а также зачислены в Список военнослужащих, подлежавших увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма после 01.03.2005 года под номером 1.
Постановлением администрации городского округа Рошаль Московской области от 28.04.2015 года N 250 он с семьей снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пп. "е" п. 26 Правил учета военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы и п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ ввиду выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановке на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Считая указанное постановление незаконным, У. просит его отменить и восстановить в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании У. исковые требования поддержал.
Представитель администрации городского округа Рошаль в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, указывая, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, которые до 01.01.2015 г. были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований МО на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. У. был постановлен на учет 12.09.2008, то есть после установленной законом пресекательной даты. Соответственно, администрацией городского округа Рошаль были превышена полномочия по признанию У., уволенного с военной службы, нуждающимся в жилом помещении. Кроме этого указывает, что дочь У. имеет в собственности трехкомнатную квартиру общей площадью 63,5 кв. м по адресу: <данные изъяты>, приобретенная по договору купли-продажи от 08.04.2008 года, факт наличия которой был скрыт от органов местного самоуправления.
Министерство строительного комплекса Московской области, привлеченное определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в своем отзыве по аналогичным основаниям просило в удовлетворении иска отказать.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 29 октября 2015 года исковые требования У. к Администрации г.о. Рошаль удовлетворены. Суд признал постановление администрации г/о Рошаль от 28.04.2015 г. N 250 "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях семьи У." незаконным и отменил.
Обязал администрацию г/о Рошаль МО восстановить У. (состав семьи 5 человек) в Список военнослужащих, подлежавших увольнению с военной служба, и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, вставших - на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма после 01.03.2005 г.
Администрация г.о. Рошаль с решением суда не согласилась, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В пп. "е" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> закреплено положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства (аналогичные положения были предусмотрены ст. 15 ранее действовавшего Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1).
Избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункта "и" п. 7 Правил).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30.10.1995 года согласно выписке из приказа Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны У. уволен досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас направлением на учет в Ленинский РВК г. Владимира. Общая продолжительность военной службы составила 16 лет 4 месяца 7 дней, в льготном исчислении - 27 лет 3 месяца 29 дней.
28.02.1996 года У. поставлен на учет на получение жилой площади в администрации Ленинского района г. Владимира.
На момент постановке на учет был зарегистрирован в <данные изъяты> <данные изъяты>.
С 09.11.2000 У. встал на учет в объединенный военный комиссариат г. Шатуры Московской области.
С 16.11.2000 У. зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> квартире жилой площадью 26,7 кв. м, общей 41 кв. м, принадлежащей его матери.
23.06.2006 по заявлению У. он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Ленинского района г. Владимир.
29.06.2006 года У. обратился в главе Шатурского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, а 06.09.2006 года ему было в этом отказано. Отказ администрации Шатурского муниципального района У. обжаловал в судебном порядке.
Решением Шатурского городского суда от 12.03.2007 года в удовлетворении требований У. было отказано по тем основаниям, что заявитель не зарегистрирован на территории Шатурского муниципального района и документы его учетного дела не были направлены из г. Владимира по новому избранному месту жительства.
Из дела так же усматривается, что в октябре 2006 года У. обращался в администрацию городского округа Рошаль с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации городского округа Рошаль от 02.11.2006 года N 438 У. в принятии на учет было отказано. Отказ администрации У. обжаловал в судебном порядке.
Решением Шатурского городского суда от 29.07.2008 в удовлетворении требований У. отказано, по тем основаниям, что им не предоставлено на момент рассмотрения в администрации его заявления документа, содержащего указания общей площади жилого помещения, занимаемого членами его семьи во Владимирской области.
14 августа 2008 года У. повторно обратился в администрацию городского округа Рошаль с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося как гражданина, уволенного с военной службы.
Постановлением администрации городского округа Рошаль от 12.09.2008 года N 336 У. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также зачислен в Список военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма после 01.03.2005 года.
Постановлением администрации городского округа Рошаль Московской области от 28.04.2015 года N 250 он с семьей снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и пп. "е" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 года ввиду выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановке на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Анализ собранных по делу по делу доказательств позволил суду считать, что У. был на законных основаниях поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Поводом для принятия его на учет явилось именно избрание им после увольнения с военной службы постоянного места жительства в г. Рошаль Московской области, т.е. перемена места жительства. До 01 марта 2005 года право на получение жилья У. не было реализовано по независящим от него причинам.
Оспариваемое постановление администрации городского округа Рошаль противоречит приведенным выше нормам права, пп. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Бездействие муниципальных органов, не исполнивших в период с 1996 года до настоящего времени возложенных на них федеральным и региональным законодательством обязанностей по обеспечению истца жилым помещением по избранному месту жительства, не является основанием для лишения его права на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 3 ст. 6, пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о реализации которого им было заявлено своевременно и с соблюдением установленного порядка.
Администрацией городского округа Рошаль при издании оспариваемого постановления не было принято во внимание то обстоятельство, что военнослужащие, увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списков очередников. У. нуждающийся в постоянном жилом помещении с 1996 года, на момент увольнения с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями, не был обеспечен жильем.
Сам по себе факт наличия у дочери истца трехкомнатной квартиры по адресу: <данные изъяты>, принадлежащей ей на праве собственности, не свидетельствует о том, что истец разрешил свою жилищную проблему и утратил основания для получения жилого помещения по избранному месту жительства.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями вышеприведенными нормами, правильно пришел к выводу о признании постановления администрации г.о. Рошаль от 28.04.2015 года N 250 "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях семьи У." - незаконным и обязал ответчика восстановить У. в списке военнослужащих, подлежавших увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма после 01.03.2005 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что следует исключить из резолютивной части решения суда, указание об отмене постановления, поскольку вопрос об отмене постановления может быть решен органом издавшим данное постановление на основании решения суда о признании его незаконным.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Шатурского городского суда Московской области от 29 октября 2015 г. оставить без изменений, исключить из резолютивной части решения указание об отмене Постановления Администрации г.о. Рошаль на решение Шатурского городского суда Московской области от 28.04.2015 года N 250 "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях семьи У.", апелляционную жалобу Администрации г.о. Рошаль - оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)