Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2016 N 09АП-56321/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А40-123585/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. N 09АП-56321/2015-ГК

Дело N А40-123585/13

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2015,
по делу N А40-123585/13, принятое судьей Селиверстовой Н.Н. (шифр судьи: 6-1102)
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, адрес: 445011, Самарская область, г. Тольятти, площадь Свободы 4)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, адрес: 443086, Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, д. 44)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области,
Правительство Самарской области,
Министерство управления финансами Самарской области
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика(1): Лобова Е.Н. по доверенности N 01-10-08/90 от 29.09.2015;
- от ответчика(2): не явился, извещен;
- от третьего лица(1): не явился, извещен;
- от третьего лица(2): не явился, извещен;
- от третьего лица(3): не явился, извещен;

- установил:

Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу мэрии городского округа Тольятти убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов в размере 13.174.940 руб., расходов на проведение оценки квартир в размере 17.990 руб.
Исковые требования предъявлены со ссылкой на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", ст. 19, 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 года, исковые требования Мэрии городского округа Тольятти удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ взысканы убытки в размере 13 174 940 руб. 00 коп., расходы на проведение оценки квартир в размере 17 990 руб. 00 коп.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.09.2014 года решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2014 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела необходимо предложить истцу уточнить круг лиц, участвующих в деле, обосновать право на обращение в суд с настоящим иском, определить надлежащего ответчика по спору, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Определением от 29.01.2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области.
Определением от 27.05.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
С учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, рассмотрено требование истца о взыскании с ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и субъекта РФ Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств казны Самарской области убытков в размере 13.174.940 руб., расходов на проведение оценки квартир в размере 17.990 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2015 исковые требования о взыскании с субъекта РФ Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств казны Самарской области убытков в размере 13.174.940 руб., расходов на проведение оценки квартир в размере 17.990 руб. 00 коп. удовлетворены, в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 05.11.2015, ответчик и третье лицо (Министерство управления финансами Самарской области) обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 02.02.2011 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Муращенковой Елене Васильевне, 1974 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.11.2010 г. N 12205-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Муращенковой Е.В., 1974 года рождения, на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 03.12.2010 г. N 37ц-2010 трехкомнатная квартира, общей площадью 65,1 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Голосова, д. 95, кв. 156.
В соответствии с договором от 14.02.2011 г. данная квартира безвозмездно передана в общую долевую собственность Муращенковой Е.В., Лыгиной А.Р.. Муращенкова К.А.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 11/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 632 620 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 26.11.2009 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Корольковой Татьяне Васильевне, 1977 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.11.2010 г. N 12205-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Корольковой Т.В., на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 01.12.2010 г. N 38ц-2010 - трехкомнатная квартира, общей площадью 64,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, Голосова, д. 95 кв. 153.
В соответствии с договором от 14.04.11 г. данное помещение безвозмездно передано в общую долевую собственность Королькова А.В., Корольковой Е.А., Королькова Д.А., Корольковой К.А.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 05/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 635 900 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 09.04.10 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Пантасеенко Алевтине Гулимовне, 1966 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 26.11.2010 г. N 12254-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Пантасеенко А.Г., на состав семьи 3 человека была предоставлена по договору социального найма от 30.11.2010 г. N 56К-2010 - двухкомнатная квартира, общей площадью 49,5 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Мурысева, д. 93 кв. 211.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 10/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 326 760 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 01.06.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Трубачеву Геннадию Михайловичу, 1959 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав сем четыре человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.11.2010 г. N 12205-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Трубачеву Г.М. на состав семьи четыре человека была предоставлена по договору социального найма от 29.11.2010 г. N 39ц-2011 - однокомнатная квартира, общей площадью 17,8 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, д. 45 кв. 161.
В соответствии с договором от 05.12.11 г. данная квартира безвозмездно передана в собственность Степановой В.А.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 14-11/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 495 280 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 08.02.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Симонову Дмитрию Николаевичу, 1980 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Так во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 09.08.2010 г. N 8550-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Симонову Д.Н. на состав семьи три человека была предоставлена по договору социального найма от 18.08.2010 г. N 48А-2010 - двухкомнатная квартира, общей площадью 18,1 кв. м по адресу: г. Тольятти, Приморский б-р, д. 26, кв. 110.
В соответствии с договором от 13.04.11 г. данная квартира безвозмездно передана в общую долевую собственность Симоновой Н.Н., Симоновой В.Д.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 08/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 230 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.02.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Чазову Виктору Владимировичу, 1975 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека.
Так во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 19.10.2010 г. N 11005-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Чазову В.В. на состав семьи четыре человека была предоставлена по договору социального найма от 20.10.2010 г. N 63А-2010 - двухкомнатная квартира, общей площадью 50,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, Ленинский проспект, д. 13, кв. 128.
В соответствии с договором от 12.04.12 г. данная квартира безвозмездно передана в общую долевую собственность Чазовой НА., Зуевой А.В., Чазова Д.В.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 09/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 319 380 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.12.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Ревва Валентине Анатольевне, 1958 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Так во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 28.12.2010 г. N 13646-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Ревва Валентине Анатольевне на состав семьи три человека была предоставлена по договору социального найма от 29.12.2010 г. N 74А-2010 - двухкомнатная квартира, общей площадью 33,8 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 11, кв. 207.
В соответствии с договором от 28.11.12 г. данная квартира безвозмездно передана в общую долевую собственность Ревва Е.М., Ревва И.М.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 12/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 865 100 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области 08.02.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Поляковой Лилии Федоровне, 1956 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Так во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.08.2010 г. N 8664-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях". Поляковой Л.Ф. на состав семьи два человек была предоставлена по договору социального найма от 27.08.2010 г. N 21ц-2010 - двухкомнатная квартира, общей площадью 53,7 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, д. 100, кв. 59.
В соответствии с договором от 11.04.12 г. данное помещение безвозмездно передано в собственность Поляковой А.С.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 07/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 361 200 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.04.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Градову Борису Александровичу, 1949 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи семь человек.
Так во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 14.12.2010 г. N 12908-р 4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Градову Б.А. на состав семьи семь человек была предоставлена по договору социального найма от 15.12.2010 г. N 40ц-2010 - двухкомнатная квартира, общей площадью 46,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 26, кв. 178.
В соответствии с договором от 12.10.12 г. данное помещение безвозмездно передано в общую долевую собственность Градовой Н.Н.. Дурновой Е.Б., Дурновой Е.Г., Дурнова В.Г.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 13/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 164 400 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.01.2010 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Кузьминой Светлане Михайловне, 1963 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 28.10.2010 г. N 11273-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Кузьминой С.М. на состав семьи три человека была предоставлена по договору социального найма от 02.11.2010 г. N 55-К-2010 - однокомнатная квартира, общей площадью 30,4 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Громовой, д. 14, кв. 64.
В соответствии с договором от 10.02.11 г. данная квартира безвозмездно передан в собственность Кузьмина А.В.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 06/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 974 160 рублей.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 03.05.2011 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Автаевой Ольге Александровне, 1960 г.р. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 19.08.2011 г. N 8971-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Автаевой О.А. на состав семьи два человека была предоставлена по договору социального найма от 19.10.2011 г. N 76А-2011 - двухкомнатная квартира, общей площадью 44,7 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Л.Чайкиной, д. 85, кв. 36.
В соответствии с договором от 02.03.12 г. данное помещение безвозмездно передано в общую долевую собственность Автаевой О.А., Кожеваткина А.М.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 19.11.2012 г. N 15/1112 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 170 140 рублей.
Судом установлено, что переданные в социальный наем квартиры являлись собственностью мэрии городского округа Тольятти, но в результате исполнения судебных актов Центрального районного суда города Тольятти Самарской области выбыли из его владения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, предоставив жилые помещение мэрия городского округа Тольятти в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных на нее Жилищным кодексом, мэрия будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы мэрии на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены расходы.
Под убытками согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вместе с тем, лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям ст. ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину причинителя вреда - государственного органа (должностного лица).
Таким образом, для привлечения к имущественной ответственности необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40).
При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 года N 1368-О-О и от 01.12.2009 года N 1548-О-О).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N 817.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно преамбуле названного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона.
Понятие "социальная защита инвалидов" включает в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 ст. 26.3 названного Закона решение вопросов, в том числе, социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При этом названным Законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Самарской области на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В силу статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях (часть 1).
В соответствии с частью 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющие детей - инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области в том числе по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД, финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются Законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Приведенными выше нормами действующего законодательства четко определен источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 гражданам-инвалидам и приравненным к ним категориям граждан льгот, - такие затраты являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 года N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области".
Поэтому выводы суда первой инстанции относительно того, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2015 по делу N А40-123585/13 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА

Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Г.Н.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)