Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2016 N 02АП-1866/2016 ПО ДЕЛУ N А29-10546/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. по делу N А29-10546/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016 по делу N А29-10546/2015, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.
по иску Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"

к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми
(ИНН: 1101481969, ОГРН: 1021100524213),
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

о взыскании денежной суммы,
третьи лица: Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар",

установил:

Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми (далее - Минфин РК), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Минтруд РК) о взыскании убытков в размере 1 925 467 рублей 50 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет), Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016 исковые требования удовлетворены: с Республики Коми в лице Минтруда РК за счет казны Республики Коми в пользу МОГО "Сыктывкар" в лице Администрации взыскано 1 925 467 рублей 50 копеек убытков.
Минфин РК и Минтруда РК с принятым решением суда не согласились, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявители указывают, что поскольку бюджетные ассигнования из бюджета Республики Коми по округу "Сыктывкар" на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями муниципального жилого фонда по договорам социального найма, в том числе на исполнение решения от 23.10.2012, предусмотрены Законом Республики Коми от 25.11.2015 N 103-РЗ, истцом не доказан факт нарушения Республикой Коми возложенных на нее обязательств. Кроме того, ответчики указывают, что Минтруда РК не исполняет функции финансового органа Республики Коми.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчиков не согласился.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; заявители, истец, Комитет представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу N 2-555/2012 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Морозову В.М. вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью 33 кв. м.
Морозов В.М., 1988 года рождения, является лицом из числа детей-сирот.
На основании заявления Морозова В.М. от 15.11.2011 постановлением руководителя Администрации муниципального района "Сысольский" от 08.12.2011 Морозов В.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку финансовое обеспечение исполнения обязанности органа местного самоуправления по обеспечению жилым помещением Морозова В.М. предоставлено Республикой Коми не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11, статьей 12, пунктами 1, 2 статьи 15, пунктом 3 статьи 125, статьями 307, 309, 310, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 102, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.1, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктами 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", учитывал позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.10.2002 N 258-О.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что Морозов В.М. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013, следовательно, на него распространяются положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона N 159-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2013.
В соответствии с частью 1 и 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" (действующего до 01.01.2013) органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) из Республиканского фонда компенсаций, образованного в составе республиканского бюджета Республики Коми, предназначенных для осуществления государственных полномочий.
В части 3 статьи 14 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Закона Республики Коми от 24.04.2013 N 22-РЗ) предусмотрено, что исполнение органами местного самоуправления неисполненных до вступления в силу настоящего Закона судебных решений, обязывающих органы местного самоуправления на основании Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" обеспечить граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, осуществляется за счет средств субвенций.
Законом Республики Коми от 03.06.2014 N 64-ФЗ часть 3 статьи 14 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ была исключена.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 412 предоставление иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию (в редакции, действующей с 23.12.2015 - Министерством труда и социальной защиты Республики Коми, с 01.01.2016 - Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми) на основании соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключенных между Агентством и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и кассового плана, предусмотренных Агентству сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Из пункта 1 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519 следует, что Минтруд РК является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области (сфере) в том числе социального обслуживания, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения.
Согласно ведомственной структуре расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2016 год (приложение 3 к Закону Республики Коми от 25.11.2015 N 103-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов") Минтруду РК предусмотрены бюджетные ассигнования в виде иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в размере 91500,0 тыс. рублей.
17.03.2014 между Агентством Республики Коми по социальному развитию и Администрацией была заключено соглашение N 1780/1 о предоставлении бюджету МОГО "Сыктывкар" иного межбюджетного трансферта на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - льготная категория граждан), жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (листы дела 12-14 том 1).
Согласно пункту 3.1.1 соглашения Администрация исполняет судебные решения, обязывающие Администрацию на основании действующего в период вынесения судебных решений Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ обеспечить льготную категорию граждан жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств межбюджетного трансферта.
В силу пункта 3.2.1 соглашения Агентство предоставляет бюджету МОГО "Сыктывкар" межбюджетный трансферт.
В целях обеспечения жилыми помещениями льготной категории граждан, имеющих судебные решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, в 2013 году приобретено 10 жилых помещений, 8 граждан получили денежные средства в связи с изменением способа и порядка исполнения решения суда; в 2014 году заключено 24 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве, 2 гражданина получили денежные средства в связи с изменением способа и порядка исполнения решения суда; в 2015 году 6 граждан получили денежные средства в связи с изменением способа и порядка исполнения решения суда.
Численность граждан, имеющих судебные решения, составила по состоянию на 01.01.2013-130 человек, на 01.03.2013-141 человек, Морозов В.М. значится в списке под N 108; по состоянию на 30.12.2013-156 человек, Морозов В.М. - в списке под N 115; на 01.01.2015-158 человек, Морозов В.М. - в списке под N 116 (лист дела 91 том 2).
Представленными в материалы дела документами подтверждается расходование средств, предоставленных из республиканского бюджета Республики Коми в виде субвенций на обеспечение жилыми помещениями льготной категории граждан (отчеты, листы дела 98-106 том 1). Эффективность расходов республиканского бюджета Республики Коми ответчиками не оспаривается.
Таким образом, из материалов дела видно, что выделенных бюджету МОГО "Сыктывкар" денежных средств было недостаточно для исполнения всех судебных решений о предоставлении льготной категории граждан жилых помещений, в том числе решения Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу N 2-555/2012 в отношении Морозова В.М.
Из документов между Администрацией, Минфином РК, Агентством Республики Коми по социальному развитию, Главой Республики Коми, Минтруда РК следует, что Администрация неоднократно указывала на количество судебных решений (в том числе неисполненных) о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, просила финансовое обеспечение из республиканского бюджета на исполнение судебных решений, в том числе на исполнение обязанности по предоставлению Морозову В.М. жилого помещения (листы дела 25, 75, 76, 79, 80-97, 116-188 том 1).
Невозможность обеспечения Администрацией жилым помещением Морозова В.М. связана с недостаточностью финансирования соответствующих полномочий и обязанности из республиканского бюджета.
Доказательств, подтверждающих, что бюджету МОГО "Сыктывкар" из республиканского бюджета были выделены денежные средства, достаточные для обеспечения жилыми помещениями льготной категории граждан, в том числе Морозова В.М., ответчиками не представлено.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация имеет право требовать возмещения убытков в виде расходов, которые будут понесены Администрацией для восстановления нарушенного права Морозова В.М.
Рыночная стоимость жилого помещения, необходимого для предоставления Морозову В.М., определена согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Республике Коми, и составляет 1 925 467 рублей 50 копеек, исходя из средней рыночной стоимости одно квадратного метра (58 347 рублей 50 копеек) общей площади жилья по г. Сыктывкару во 2 квартале 2015 года на первичном рынке - 55 931 рублей, на вторичном рынке - 60 764 рублей (листы дела 11, 27 том 1). Расчет рыночной стоимости жилого помещения (58 347 рублей 50 копеек x 33 кв. м) судами проверен, признан правильным, ответчиками не оспорен.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как неправомерные и не опровергающие установленных выше обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми о взыскании с Республики Коми в лице Минтруда РК за счет казны Республики Коми в пользу муниципального образования городского округа "Сыктывкар" 1 925 467 рублей 50 копеек убытков подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016 по делу N А29-10546/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Т.В.ХОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)