Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец в установленном порядке признан малоимущим и поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, однако жилое помещение ему не было предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Копылов В.В.
Докладчик Марьенкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Литвиновой Т.Н., Петровой Л.А.,
при секретаре: Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Смирныховского района Сахалинской области, предъявленному в защиту жилищных прав С., к администрации МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Смирныховский" Ш. на решение Смирныховского районного суда от 22 мая 2017 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения С., прокурора Сущенко Е.П., судебная коллегия
установила:
24.04.2017 прокурор Смирныховского района Сахалинской области обратился в суд с иском в интересах С. к администрации МО ГО "Смирныховский" о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что С., члены ее семьи ФИО1 и ФИО2 проживали в квартире N <данные изъяты> в доме N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> с. Первомайск, которое заключением межведомственной комиссии N 536/15 от 20.10.2015 признано непригодным для проживания, разрушено. Истец в установленном порядке признаны малоимущими и поставлены на учет лиц, нуждающихся в получении квартиры. Жилое помещение С. не предоставлено, в связи с чем инициирован иск о предоставлении его во внеочередном порядке в черте Смирныховского района, не менее 50 квадратных метров.
Представитель ответчика Ш. с иском не согласилась, пояснила, что С. не прошла обязательную перерегистрацию в качестве малоимущей.
Решение Смирныховского районного суда от 22 мая 2017 года на администрацию МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области возложена обязанность предоставить С., членам ее семьи ФИО1, ФИО2 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах Смирныховского района Сахалинской области, общей площадью не менее 50 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе представитель МО ГО "Смирныховский" Ш. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления. Приводит доводы о том, что истец не прошла перерегистрацию в качестве малоимущей, о необоснованном предоставлении истцу жилого помещения в границах Смирныховского района Сахалинской области, а не в границах конкретного населенного пункта (с. Первомайск Смирныховского района).
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции С., прокурор Сущенко Е.П. указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Представитель администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым его изменить в части наименования населенного пункта, в котором должно быть расположено предоставляемое жилое помещение в связи с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что С. проживала в квартире N <данные изъяты> в доме N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> с. Первомайск общей площадью 50 кв. м. В указанном жилом помещении зарегистрированы ее дети: ФИО1, <данные изъяты> года рождения, ФИО2, <данные изъяты> года рождения.
Заключением Межведомственной комиссией N 536/15 от 20.10.2015 квартира N <данные изъяты> дома N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> с. Первомайск признана непригодной для проживания по причине полного разрушения. В соответствии с Постановлением главы администрации МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области N 808 от 30.05.2016 С. и члены ее семьи ФИО1, ФИО2 признаны малоимущими, а постановлением N 889 от 21.06.2016 - внесены в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Удовлетворяя требования С., суд первой инстанции руководствовался положениями жилищного законодательства и установленным фактом проживания С. и членов ее семьи в жилом помещении, качественные характеристики которого не отвечают установленным требованиям.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит правовых оснований для отмены постановленного им решения по доводам апелляционной жалобы о том, что С. не подтвердила статус малоимущей на момент рассмотрения дела.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу приведенной нормы действующего законодательства сам по себе факт постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, но и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О).
С учетом приведенного толкования ст. 57 ЖК РФ судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы о необходимости ежегодного подтверждения статуса малоимущности гражданами, жилые помещения которых признаны аварийными и непригодными для проживания, поскольку это противоречит самому понятию внеочередного предоставления жилого помещения как таковому.
Более того, в суде апелляционной инстанции С. представила уведомление N 2690 от 14.07.2017, согласно которому она и члены ее семьи прошли перерегистрацию и подтвердили право состоять на учете в качестве нуждающихся.
Между тем, судебная коллегия признает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы о том, что предоставляемое жилое помещение должно находиться в с. Первомайск Смирныховского район, а не в границах Смирныховского района Сахалинской области.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, даны разъяснения о том, что предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение по общему правилу должно находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
Муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, понятие "населенный пункт" не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район".
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области обязанности предоставить во внеочередном порядке С. жилое помещение по договору социального найма в границах села Первомайск муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области, благоустроенное применительно к условиям указанного населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 50 квадратных метров.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смирныховского районного суда от 22 мая 2017 года изменить.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области предоставить С. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в границах села Первомайск муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области, благоустроенное применительно к условиям указанного населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 50,0 квадратных метров.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-1909/2017
Требование: О возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец в установленном порядке признан малоимущим и поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, однако жилое помещение ему не было предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N 33-1909/2017
Судья Копылов В.В.
Докладчик Марьенкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Литвиновой Т.Н., Петровой Л.А.,
при секретаре: Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Смирныховского района Сахалинской области, предъявленному в защиту жилищных прав С., к администрации МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Смирныховский" Ш. на решение Смирныховского районного суда от 22 мая 2017 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения С., прокурора Сущенко Е.П., судебная коллегия
установила:
24.04.2017 прокурор Смирныховского района Сахалинской области обратился в суд с иском в интересах С. к администрации МО ГО "Смирныховский" о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что С., члены ее семьи ФИО1 и ФИО2 проживали в квартире N <данные изъяты> в доме N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> с. Первомайск, которое заключением межведомственной комиссии N 536/15 от 20.10.2015 признано непригодным для проживания, разрушено. Истец в установленном порядке признаны малоимущими и поставлены на учет лиц, нуждающихся в получении квартиры. Жилое помещение С. не предоставлено, в связи с чем инициирован иск о предоставлении его во внеочередном порядке в черте Смирныховского района, не менее 50 квадратных метров.
Представитель ответчика Ш. с иском не согласилась, пояснила, что С. не прошла обязательную перерегистрацию в качестве малоимущей.
Решение Смирныховского районного суда от 22 мая 2017 года на администрацию МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области возложена обязанность предоставить С., членам ее семьи ФИО1, ФИО2 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах Смирныховского района Сахалинской области, общей площадью не менее 50 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе представитель МО ГО "Смирныховский" Ш. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления. Приводит доводы о том, что истец не прошла перерегистрацию в качестве малоимущей, о необоснованном предоставлении истцу жилого помещения в границах Смирныховского района Сахалинской области, а не в границах конкретного населенного пункта (с. Первомайск Смирныховского района).
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции С., прокурор Сущенко Е.П. указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Представитель администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым его изменить в части наименования населенного пункта, в котором должно быть расположено предоставляемое жилое помещение в связи с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что С. проживала в квартире N <данные изъяты> в доме N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> с. Первомайск общей площадью 50 кв. м. В указанном жилом помещении зарегистрированы ее дети: ФИО1, <данные изъяты> года рождения, ФИО2, <данные изъяты> года рождения.
Заключением Межведомственной комиссией N 536/15 от 20.10.2015 квартира N <данные изъяты> дома N <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> с. Первомайск признана непригодной для проживания по причине полного разрушения. В соответствии с Постановлением главы администрации МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области N 808 от 30.05.2016 С. и члены ее семьи ФИО1, ФИО2 признаны малоимущими, а постановлением N 889 от 21.06.2016 - внесены в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Удовлетворяя требования С., суд первой инстанции руководствовался положениями жилищного законодательства и установленным фактом проживания С. и членов ее семьи в жилом помещении, качественные характеристики которого не отвечают установленным требованиям.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит правовых оснований для отмены постановленного им решения по доводам апелляционной жалобы о том, что С. не подтвердила статус малоимущей на момент рассмотрения дела.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу приведенной нормы действующего законодательства сам по себе факт постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, но и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О).
С учетом приведенного толкования ст. 57 ЖК РФ судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы о необходимости ежегодного подтверждения статуса малоимущности гражданами, жилые помещения которых признаны аварийными и непригодными для проживания, поскольку это противоречит самому понятию внеочередного предоставления жилого помещения как таковому.
Более того, в суде апелляционной инстанции С. представила уведомление N 2690 от 14.07.2017, согласно которому она и члены ее семьи прошли перерегистрацию и подтвердили право состоять на учете в качестве нуждающихся.
Между тем, судебная коллегия признает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы о том, что предоставляемое жилое помещение должно находиться в с. Первомайск Смирныховского район, а не в границах Смирныховского района Сахалинской области.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, даны разъяснения о том, что предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение по общему правилу должно находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
Муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, понятие "населенный пункт" не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район".
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области обязанности предоставить во внеочередном порядке С. жилое помещение по договору социального найма в границах села Первомайск муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области, благоустроенное применительно к условиям указанного населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 50 квадратных метров.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смирныховского районного суда от 22 мая 2017 года изменить.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области предоставить С. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в границах села Первомайск муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области, благоустроенное применительно к условиям указанного населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 50,0 квадратных метров.
Председательствующий
А.В.МАРЬЕНКОВА
Судьи
Т.Н.ЛИТВИНОВА
Л.А.ПЕТРОВА
А.В.МАРЬЕНКОВА
Судьи
Т.Н.ЛИТВИНОВА
Л.А.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)