Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12725/2016

Требование: О взыскании неосновательного обогащения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик необоснованно завысил размер компенсации затрат федерального бюджета, чем незаконно обогатился и нарушил права истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. по делу N 33-12725


Судья: Жребец Т.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.
судей Канивец Т.В., Салтыковой Л.В.,
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н.,
гражданское дело по апелляционной жалобе истца М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска М. - отказать.
установила:

Истец М. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с июля 1987 года. Приказом 10.11.2010 г. был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Извещением от 02.05.2012 года Министерством обороны РФ истцу и членам его семьи была распределена двухкомнатная квартира, общей площадью 58,2 кв. м, расположенная по адресу: ***. В этом же извещении был рассчитан и указан размер компенсации, который было предложено возместить как затраты федерального бюджета, взамен кв. м жилья свыше положенного истцу. При этом сумма затрат федерального бюджета, как указывалось в извещении, была рассчитана исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра в г. Санкт-Петербурге, утвержденной Приказом Министра обороны от 21.12.2011 N ** в размере ** руб.
20.07.2012 г. истец оплатил указанную сумму по соответствующим реквизитам. После этого с истцом был заключен договор социального найма. Однако, впоследствии истцу стало известно, что в августе 2012 года выдавались извещения военнослужащим о распределении квартиры по этому же адресу, в которых предлагалось оплатить затраты федерального бюджета на основании государственного контракта N ** от 03.09.2009 г. в размере * руб. Согласно ответу на запрос военной прокуратуры расходы государственного заказчика на приобретение 1 кв. м по данному государственному контракту составляют * руб. В связи с указанным истец полагает, что ответчик необоснованно завысил размер компенсации затрат федерального бюджета, чем незаконно обогатился и нарушил права истца.
Истец М. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Х. в судебное заседание явилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отмене которого просит М. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, и неправильно установленные фактические обстоятельства дела.
М. в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в соответствии с извещением N *** от 02.05.2012 г. М. на состав семьи в количестве двух человек распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 58,20 кв. м, на 11 этаже по адресу: **, что больше, чем установлено нормой ст. 15.1 Закона "О статусе военнослужащих", на 13.20 кв. м.
В указанном извещении истцу было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета РФ за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 21.12.2011 г. N * в размере * руб. за один кв. м, общая сумма компенсации составляет ** руб.
М. дал согласие на компенсацию указанных затрат федерального бюджета, уплатив 20 июля 2012 г. в федеральный бюджет ** руб.
Решением ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 02.08.2012 г. N * М. и его дочери М., <...> года рождения, предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: ** по договору социального найма, и возложена обязанность заключить договор социального найма с истцом.
02.08.2012 г. между М. и ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ заключен договор социального найма N * в отношении предоставленной истцу квартиры.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что действия Министерства обороны РФ, связанные с определением размера компенсации затрат Федерального бюджета РФ за превышение нормы общей площади предоставляемых жилых помещений военнослужащим, соответствуют законодательству, регулирующему данные правоотношения, Приказ Министра обороны РФ от 21.12.2011 г. N ** издан в соответствии с компетенцией Министерства обороны РФ.
Согласно ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", установлено, что жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 1 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.
В пункте 14 Инструкции предусмотрено, что жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствие с п. 3 ст. 15.1 указанного Федерального закона с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи, и предусмотренного п. 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Поскольку М. в соответствии ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 1455 от 3 ноября 2010 года, было направлено извещение о распределении жилого помещения, с предложением компенсировать за счет собственных средств превышение общей площади предоставляемого жилого помещения, с которым истец согласился, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имелось. Суд правильно указал, что в случае несогласия с размером компенсации истец имел право отказаться от получения жилья, а доводы о том, что ему должны были предоставить жилье по стоимости государственного контракта, не основаны на законе.
Действительно, при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке N 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции (абз. 3 п. 13 Инструкции).
Изложенное соответствует абз. 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно этим положениям закона, при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Фактически М. с его согласия предоставлено жилое помещение с превышением нормы общей площади предоставленного жилого помещения на 13.20 кв. м.
М. за счет собственных средств из расчета * руб. за один квадратный метр произведена оплата общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления. Расчет производился исходя из начальной цены квадратного метра жилого помещения установленной Приказом МО РФ от 21.12.2011 г. 2630.
Таким образом, требования закона со стороны ответчиков по отношению к истцу при реализации его права на обеспечение жильем полностью соблюдены.
Ссылка в апелляционной жалобе на Постановление Правительства РФ N 942 "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может быть принято во внимание, так как указанное Постановление принято 24 октября 2013 года, после предоставления истцу жилого помещения и добровольной выплаты им вышеуказанной компенсации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а также касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу судом первой инстанции, были предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)