Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2017 N 08АП-6343/2017 ПО ДЕЛУ N А46-1734/2017

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N 08АП-6343/2017

Дело N А46-1734/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Набиевым М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6343/2017) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21 марта 2017 года по делу N А46-1734/2017 (судья Луговик С.В.), по исковому заявлению Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) к Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного государственно-правового управления Омской области, о взыскании 2 065 552 руб. 74 коп.,
при участии в судебном заседании:
- представителя Министерства финансов Омской области Коротун С.В. по доверенности N 2683 от 03.04.2017 сроком действия один год;
- представителя Главного государственно-правового управления Омской области Боярских М.И. по доверенности N 579/1 от 06.02.2017 сроком действия три года;
- в отсутствие представителя Администрации города Омска, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Администрация города Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Омской области (далее - Минфин Омской области, ответчик) с требованием о взыскании убытков в виде расходов, связанных с приобретением жилья Лямочкиной Елене Геннадьевне на семью, состоящую из 2 человек, в сумме 2 056 552 руб. 74 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное государственно-правовое управление Омской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2017 по делу N А46-1734/2017 исковые требования удовлетворены. С Минфина Омской области за счет казны Омской области в пользу Администрации взыскано 2 065 552 руб. 74 коп. убытков.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В письменном отзыве на жалобу третье лицо поддерживает изложенные в ней доводы.
Истец, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании апелляционного суда представитель Минфина Омской области просил отменить решение, принять по делу новый судебный акт; представитель ГГПУ Омской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей ответчика и третьего лица, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Омска от 07.08.2015 по делу N 2-3299/2015 на Администрацию возложена обязанность предоставить Лямочкиной Е.Г. на состав семьи пятнадцать человек изолированное благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма с учетом права Лямочкина Т.И. 13.03.2006 года рождения на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29.10.2015 решение суда изменено, на Администрацию возложена обязанность предоставить Лямочкиной Е.Г. на семью, состоящую из двух человек, во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение по установленной норме предоставления общей площади на каждого с учетом права несовершеннолетнего Лямочкина Т. 13.03.2006 года рождения на дополнительную жилую площадь.
03.12.2015 судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области возбуждено исполнительное производство N 82194/15/55007-ИП.
Из вступившего в законную силу судебного акта следует, что Лямочкин Т.И. является ребенком - инвалидом (справка N 1759871 серии МСЗ-2011), страдает хроническим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", что следует из заключения врачебной комиссии. Кроме того, согласно справке ВК N 297 от 29.07.2015 Лямочкин Т.И. страдает хроническим психическим расстройством, входящим в перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004).
На основании постановления Администрации Центрального района города Омска N 1771 от 06.10.1997 "О взятии на учет (очередь) граждан, нуждающихся и улучшении жилищных условий" Лямочкина Е.Г. состоит на учете для получения государственной квартиры по категории "вынужденные переселенцы".
Постановлением Мэра города Омска N 334-п от 01.12.2006 "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Лямочкина Е.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением комиссии по жилищным вопросам N 53 от 19.12.2014 семья Лямочкиной Е.Г. включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "больные хроническими заболеваниями".
Согласно расчету истца, исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области в третьем квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном Интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, цена одного квадратного метра указанных квартир составляет 38 084 руб. 31 коп.
В связи с необходимостью несения расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, к убыткам относятся также расходы, которые лицо должно будет произвести в будущем для восстановления нарушенного права.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 145 от 31.05.2011).
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации. Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Таким образом, истец, требуя возмещения ущерба, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности.
Согласно статье 71 АПК РФ оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими в совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, а также фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае такая совокупность обстоятельств, необходимых для возложения ответственности в виде возмещения убытков, доказана истцом.
В обоснование заявленных требований Администрация указывает на то, что предоставления квартиры семье Лямочкиной Е.Г. подлежит осуществлению за счет средств бюджета Омской области.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Как указано выше, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Лямочкиной Е.Г. состояла с 01.12.2006; на учете во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории "больные хроническими заболеваниями" - с 19.12.2014.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации N 258-О от 10.10.2002 осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Таким образом, принятие соответствующего бюджетного акта по вопросу, содержащемуся в пункте 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, является обязанностью субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 1563-О-О от 17.12.2009, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
При этом согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Ведение учета таких граждан органом местного самоуправления и принятие им решения о внеочередном предоставлении само по себе не может прекратить расходное обязательство субъекта, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит указания на то, что по договору социального найма помещение во внеочередном порядке инвалиду должно быть предоставлено именно из муниципального фонда социального использования, а не из фонда социального использования субъекта.
В этой связи наличие решения суда, обязывающего истца, как лица, который должен принять решение о предоставлении, предоставить помещение по договору социального найма не означает, что это предоставление должно осуществляться за счет жилищного фонда муниципального образования.
К тому же в силу части 3 статьи 7 Закона Омской области N 722-ОЗ от 28.12.2005 "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и иных, в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно части 1 этой же статьи в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
В соответствии с частью 1.1 статьи 3 данного закона к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится: определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Исходя из вышеизложенного, удовлетворяя иск Администрации, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что спорное обязательство является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Омской области как субъекта Российской Федерации.
В связи с чем Администрация вправе требовать компенсации расходов, эквивалентных стоимости жилья для семьи Лямочкиной Е.Г., в соответствии с установленными социально-правовыми нормами.
В результате исполнения Администрацией обязательства по предоставлению жилого помещения инвалиду по договору социального найма, возникшего на основании судебного акта, исполнение которого отнесено к расходным обязательствам Омской области, из муниципального жилищного должно выбыть жилое помещение.
При этом отсутствие фактического предоставления жилого помещения на момент разрешения спора не свидетельствует об отсутствии убытков, поскольку по смыслу статьи 15 ГК РФ к таковым относятся, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также при наличии решения суда общей юрисдикции, вступившего в законную силу и обязательного к исполнению (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), возлагающего на истца соответствующее обязательство.
Как указано выше, рыночная стоимость спорной квартиры определена исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области в третьем квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном Интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, цена одного кв. м составляет 38 084 руб. 31 коп.
Размер убытков правомерно определен исходя из стоимости квартиры с учетом площади, определенной в соответствии с действующими нормами, и статистическими данными о стоимости 1 кв. м жилой площади в регионе.
Постановлением Мэра города Омска N 251-п от 06.05.2005 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв. м.
Частью 2 статьи 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение нормы предоставления. Согласно указанной норме федерального закона жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Данные правила учтены истцом при расчете взыскиваемой суммы. Порядок расчета площади жилого помещения подателем жалобы не оспорен.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет казны Омской области.
На основании изложенного доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
При изложенных выше обстоятельствах, удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным и указанную в резолютивной части сумму расценивает как допущенную опечатку суда при изготовлении судебного акта, которая может быть исправлена на основании статьи 179 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 21 марта 2017 года по делу N А46-1734/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
Е.В.АРИСТОВА
Л.И.ЕНИКЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)