Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является инвалидом с детства и поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. У истца имеется заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, однако ответчик не находит возможности для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Баканова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Аникеевой М.В., Сазонова П.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я.Е. к администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, с апелляционной жалобой администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 августа 2017 года,
установила:
Я.Е. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что на основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от Дата изъята он поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с Дата изъята, учетный номер 7767. Он является инвалидом 2 группы с детства. В соответствии с выпиской из протокола врачебной комиссии Дата изъята, выданной ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер", подпадает под действие п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. Вместе с тем, с момента постановки его на учет ответчик не находит возможности для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Он зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 38, 5 кв. м, по адресу: <адрес изъят> Кроме него в квартире зарегистрированы и проживают: мать Я.Г., сестра К.Е., племянник К.Д., брат У. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма определена решением Думы г. Иркутска и составляет 15 кв. м. Просил возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в г. Иркутске, в соответствии с установленными законодательством нормами во внеочередном порядке.
Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 28.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 29 августа 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить Я.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее предоставления (15 кв. м) с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, постановка таких инвалидов на учет и предоставление им жилого помещения возможны только в случае признания их органом местного самоуправления малоимущими в установленном законом порядке. Таким образом, исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету г. Иркутска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства опеки и попечительства Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители администрации г. Иркутска, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенные о судебном разбирательстве надлежащим образом, причин уважительности неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения Я.Е., его представителя К.Е., полагавших решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением заместителя мэра- председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от Дата изъята Я.Е. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно выписке из протокола ВК от Дата изъята ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер", Я.Е., (данные изъяты), подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 пункт 3 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Согласно информации ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" Я.Е., (данные изъяты) подходит под действие Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004, пункт 2 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь".
Я.Е. является инвалидом 2 группы с детства, о чем на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико - социальной экспертизы выдана справка Номер изъят
Согласно ответу МУП "БТИ г. Иркутска" от Дата изъята на запрос суда, сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Я.Е. до Дата изъята не имеется.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Я.Е. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Я.Е. зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 38, 5 кв. м, по адресу: <адрес изъят> также в квартире зарегистрированы мать Я.Г., сестра К.Е., племянник К.Д., брат У., что подтверждается справкой МКУ Сервисно-регистрационный центр г. Иркутска Паспортный стол Ленинского округа от Дата изъята Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что Я.Е. относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, статус Я.Е., страдающего заболеванием, которое подходит по действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", свидетельствует о том, что он приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", при этом отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования г. Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона не может являться основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету г. Иркутска, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 1 Решения Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв. м на одного человека.
В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. При этом сам по себе факт учета гражданина вышеуказанной категории в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но не путем внеочередного предоставления жилого помещения органом власти субъекта.
Поскольку истец встала на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 августа 2017 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-10125/2017
Требование: О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является инвалидом с детства и поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. У истца имеется заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, однако ответчик не находит возможности для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. по делу N 33-10125/17
Судья Баканова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Аникеевой М.В., Сазонова П.А.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я.Е. к администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, с апелляционной жалобой администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 августа 2017 года,
установила:
Я.Е. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что на основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от Дата изъята он поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с Дата изъята, учетный номер 7767. Он является инвалидом 2 группы с детства. В соответствии с выпиской из протокола врачебной комиссии Дата изъята, выданной ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер", подпадает под действие п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. Вместе с тем, с момента постановки его на учет ответчик не находит возможности для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Он зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 38, 5 кв. м, по адресу: <адрес изъят> Кроме него в квартире зарегистрированы и проживают: мать Я.Г., сестра К.Е., племянник К.Д., брат У. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма определена решением Думы г. Иркутска и составляет 15 кв. м. Просил возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в г. Иркутске, в соответствии с установленными законодательством нормами во внеочередном порядке.
Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 28.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 29 августа 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить Я.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее предоставления (15 кв. м) с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, постановка таких инвалидов на учет и предоставление им жилого помещения возможны только в случае признания их органом местного самоуправления малоимущими в установленном законом порядке. Таким образом, исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету г. Иркутска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства опеки и попечительства Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители администрации г. Иркутска, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенные о судебном разбирательстве надлежащим образом, причин уважительности неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения Я.Е., его представителя К.Е., полагавших решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением заместителя мэра- председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от Дата изъята Я.Е. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно выписке из протокола ВК от Дата изъята ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер", Я.Е., (данные изъяты), подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 пункт 3 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Согласно информации ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" Я.Е., (данные изъяты) подходит под действие Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004, пункт 2 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь".
Я.Е. является инвалидом 2 группы с детства, о чем на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико - социальной экспертизы выдана справка Номер изъят
Согласно ответу МУП "БТИ г. Иркутска" от Дата изъята на запрос суда, сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Я.Е. до Дата изъята не имеется.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Я.Е. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Я.Е. зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 38, 5 кв. м, по адресу: <адрес изъят> также в квартире зарегистрированы мать Я.Г., сестра К.Е., племянник К.Д., брат У., что подтверждается справкой МКУ Сервисно-регистрационный центр г. Иркутска Паспортный стол Ленинского округа от Дата изъята Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что Я.Е. относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, статус Я.Е., страдающего заболеванием, которое подходит по действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", свидетельствует о том, что он приобрел право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", при этом отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования г. Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона не может являться основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету г. Иркутска, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 1 Решения Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв. м на одного человека.
В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. При этом сам по себе факт учета гражданина вышеуказанной категории в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но не путем внеочередного предоставления жилого помещения органом власти субъекта.
Поскольку истец встала на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 августа 2017 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА
Судьи
М.В.АНИКЕЕВА
П.А.САЗОНОВ
О.Ф.ДАВЫДОВА
Судьи
М.В.АНИКЕЕВА
П.А.САЗОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)