Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 ПО ДЕЛУ N А43-14821/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N А43-14821/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.05.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Володарского муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2016
по делу N А43-14821/2016,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (119021, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 18, стр. 3; ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993) о признании незаконным бездействия администрации Володарского муниципального района Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации Володарского муниципального района Нижегородской области - Мастрюкова М.А. по доверенности от 30.12.2016 N 5156/9-13 сроком действия по 31.12.2017,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление Жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ", Управление жилищным фондом) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Володарского муниципального района Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в неустановлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда многоквартирных домов, расположенных по адресам: Нижегородская область, Володарский район, пос. Мулино, ул. Гвардейская, д. 62 (А, В, С) (общежитие комнатного типа с гост. номерами, инв. N 1069); Нижегородская область, Володарский район, ул. Гвардейская, д. 19 (офицерское общежитие, инв. N 1117); Нижегородская область, Володарский район, ул. Гвардейская, д. 9 (жилой дом, инв. N 1118). Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) и администрация Мулинского сельсовета Володарского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Мулинского сельсовета).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Главное управление жилищным фондом", допущенные в связи с незаконным бездействием, принять меры по установлению экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда многоквартирных домов, расположенных по адресам: Нижегородская область, Володарский район, пос. Мулино, ул. Гвардейская, д. 62 (А, В, С) (общежитие комнатного типа с гост. номерами, инв. N 1069); Нижегородская область, Володарский район, ул. Гвардейская, д. 19 (офицерское общежитие, инв. N 1117); Нижегородская область, Володарский район, ул. Гвардейская, д. 9 (жилой дом, инв. N 1118). Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Управления жилищным фондом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Володарского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Орган местного самоуправления настаивает на том, что у него отсутствуют полномочия по установлению экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда многоквартирных домов, поскольку последние переданы администрации Мулинского сельсовета Володарского муниципального района Нижегородской области в силу норм действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Мулинского сельсовета указала на обоснованность доводов апелляционной жалобы администрации Володарского муниципального района.
В судебном заседании представитель администрации Володарского муниципального района поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Администрация Мулинского сельсовета ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Управление жилищным фондом в заявлении от 17.03.2017 указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта; ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 27.07.2015 Минобороны РФ (заказчик) и ООО "Главное управление Жилищным фондом" (управляющая организация) заключили договор N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, согласно пункту 2.1 которого его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в специализированном жилом фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилом фонде.
По условиям пункта 3.1.1 договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации с наибольшей выгодой в интересах заказчика и в соответствии с целями, указанными в пунктах 2.1 и 2.2 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с требованиями иных нормативных актов, принимать плату за содержание и текущий ремонт общего имущества (пункт 3.1.6 договора).
В рамках договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 Управление жилищным фондом осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресу: Нижегородская область, Володарский район, п. Мулино, ул. Гвардейская, д. 62 (А, В, С) (общежитие комнатного типа с гост. номерами инв. N 1069), д. 19 (офицерское общежитие инв. N 1117), д. 9 (жилой дом, инв. N 1118).
Согласно пункту 4.1 договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 Управление жилищным фондом обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых, в том числе органами местного самоуправления.
Письмом от 14.01.2016 N 133 ООО "ГУЖФ" обратилось в администрацию Володарского района с заявлениями об установлении экономически обоснованного размера платы на содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам.
Несовершение органом местного самоуправления действий после получения обращения от 14.01.2016 N 133 послужило основанием для обращения ООО "ГУЖФ" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
На основании части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, наниматели жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, специальными нормами Федерального закона N 131-ФЗ рассматриваемый вопрос отнесен к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего указания в законах субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними уставах сельских поселений. При отсутствии такого указания эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Установлено, что Закон Нижегородской области от 05.11.2014 N 150-З "О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения" (вступил в силу с 01.01.2015 и действует до 31.12.2019) закрепил за сельскими поселениями Нижегородской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 7, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19, 20, 22, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38 и 39 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Во исполнение части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ и Закона Нижегородской области от 05.11.2014 N 150-З "О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения" в Уставе муниципального образования Мулинский сельсовет предусмотрена обязанность поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 5 части 1 статьи 28 Устава).
Согласно статье 2 Устава муниципального образования Мулинский сельсовет в состав сельсовета входят сельский поселок Мулино, деревня Мулино, деревня Дева, сельский поселок Красные Ударники, село Старково.
Следовательно, обязанность по установлению размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена на Мулинскую сельскую администрацию Володарского района Нижегородской области.
Из материалов дела следует, что Главное управление не обращалось с соответствующими заявлениями в Мулинскую сельскую администрацию, а обратилось в администрацию Володарского муниципального района, не являющуюся уполномоченным органом в данном вопросе.
При этих обстоятельствах со стороны администрации Володарского муниципального района отсутствует незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Управления жилищным фондом.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что со стороны администрации Володарского муниципального района отсутствует бездействие, не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 131-ФЗ и нарушающее права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решение суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2016 по делу N А43-14821/2016 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Главному управлению в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения дела в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные по делу судебные расходы суд относит на заявителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2016 по делу N А43-14821/2016 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации Володарского муниципального района Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Е.А.РУБИС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)