Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что у него имеется право на заключение договора социального найма жилого помещения на занимаемую им комнату в общежитии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чугаев Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дорохиной Е.М., Дементьевой Е.И.,
с участием прокурора Бокова Р.К.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2017 года, которым постановлено:
В иске фио о признании незаконным бездействие в закреплении койко-места в жилом помещении и пользования им на условиях социального найма, в заключении договора социального найма, признания права пользования койко-местом в жилом помещении на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма отказать.
Встречные требования ДГИ г. Москвы о выселении фио удовлетворить.
Выселить фио из комнаты N ***, расположенной по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения,
фио обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права пользования койко-местом, возложении обязанности заключить договор социального найма. В обоснование своих требований истец указал, что он с 2005 года проживает в спорном жилом помещении - общежитии на основании договора найма койко-места, заключенного с ним в связи с трудовыми отношениями с ДЗМ г. Москвы. Истец полагает, что у него имеется право на заключение договора социального найма жилого помещения на занимаемую им комнату в общежитии, расположенном по адресу: адрес, 5 этаж, комн. ***, в связи с чем обращался в Департамент городского имущества г. Москвы, однако ответа не получил. С учетом изложенного истец просил суд признать за ним право пользования койко-местом в изолированном жилом помещении N ***, расположенном на 5 этаже по адрес, обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
Не согласившись с заявленными требованиями Департамента городского имущества города Москвы обратился со встречным исковым заявлением к фио о выселении, мотивировав требования тем, что законных прав на вселение и проживание на данной адрес не имеет.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал, возражал против удовлетворения встречных требований представителя Департамента городского имущества города Москвы о выселении, представил письменные пояснения и возражения на встречные требования.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио исковые требования фио не признала, просила в иске отказать и на основании встречного иска выселить истца из общежития, принадлежащего г. Москве, поскольку законных оснований для продолжения проживания истца в жилом помещении в настоящее время не имеется.
Представитель третьего лица - наименование организации в заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии истец фио явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил постановленное судом решение отменить, удовлетворить его исковые требования и отказать в удовлетворении встречных требований к нему о выселении.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио исковые требования фио не признала по доверенности фио в заседании судебной коллегии против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Бокова Р.К., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа фио в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия в закреплении койко-места в жилом помещении и признания права пользования койко-местом в жилом помещении на условиях социального найма, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07 мая 2009 года N 959 жилые помещения в доме по адресу: адрес включены в специализированный жилищный фонд г. Москвы с отнесением к виду "жилые помещения в общежитии".
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 20 мая 2013 года N Д-РП-66/3 жилые помещения в здании по указанному адресу исключены из специализированного жилищного фонда города Москвы и включены в жилищный фонд социального использования.
Право собственности города Москвы на жилые помещения в доме по вышеуказанному адресу зарегистрировано в УФРС по Москве 26 ноября 2011 года, запись в ЕГРП N номер.
01 января 2012 года между наименование организации и фио заключен договор N 9 найма койко-места, по условиям которого наймодатель передал, а наниматель принял внаем койко-место площадью не более 6 кв. м, расположенном по адресу: адрес на срок найма с 01 января 2012 года до 31 декабря 2012 года.
Согласно п. 3.2.6 указанного договора, наниматель обязался освободить занимаемое койко-место по истечении обусловленного в настоящем договоре срока найма.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: - из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п. 1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другими юридическими лицами.
В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указано, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Согласно п. п. 1.1., 1.2. "Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.09.2006 N 737-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве. Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им.
Согласно п. 4.2.56 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент принимает решения о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете, на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы, и гражданам - участникам жилищных программ (по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи с рассрочкой платежа, купли-продажи с ипотекой и иным договорам, установленным законодательством).
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы. В силу ст. 92 ЖК РФ общежития относятся к специализированному жилому фонду.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-17854/2017
Требование: О признании права пользования койко-местом, возложении обязанности заключить договор социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что у него имеется право на заключение договора социального найма жилого помещения на занимаемую им комнату в общежитии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N 33-17854
Судья: Чугаев Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дорохиной Е.М., Дементьевой Е.И.,
с участием прокурора Бокова Р.К.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2017 года, которым постановлено:
В иске фио о признании незаконным бездействие в закреплении койко-места в жилом помещении и пользования им на условиях социального найма, в заключении договора социального найма, признания права пользования койко-местом в жилом помещении на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма отказать.
Встречные требования ДГИ г. Москвы о выселении фио удовлетворить.
Выселить фио из комнаты N ***, расположенной по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения,
установила:
фио обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права пользования койко-местом, возложении обязанности заключить договор социального найма. В обоснование своих требований истец указал, что он с 2005 года проживает в спорном жилом помещении - общежитии на основании договора найма койко-места, заключенного с ним в связи с трудовыми отношениями с ДЗМ г. Москвы. Истец полагает, что у него имеется право на заключение договора социального найма жилого помещения на занимаемую им комнату в общежитии, расположенном по адресу: адрес, 5 этаж, комн. ***, в связи с чем обращался в Департамент городского имущества г. Москвы, однако ответа не получил. С учетом изложенного истец просил суд признать за ним право пользования койко-местом в изолированном жилом помещении N ***, расположенном на 5 этаже по адрес, обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
Не согласившись с заявленными требованиями Департамента городского имущества города Москвы обратился со встречным исковым заявлением к фио о выселении, мотивировав требования тем, что законных прав на вселение и проживание на данной адрес не имеет.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал, возражал против удовлетворения встречных требований представителя Департамента городского имущества города Москвы о выселении, представил письменные пояснения и возражения на встречные требования.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио исковые требования фио не признала, просила в иске отказать и на основании встречного иска выселить истца из общежития, принадлежащего г. Москве, поскольку законных оснований для продолжения проживания истца в жилом помещении в настоящее время не имеется.
Представитель третьего лица - наименование организации в заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии истец фио явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил постановленное судом решение отменить, удовлетворить его исковые требования и отказать в удовлетворении встречных требований к нему о выселении.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности фио исковые требования фио не признала по доверенности фио в заседании судебной коллегии против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Бокова Р.К., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа фио в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия в закреплении койко-места в жилом помещении и признания права пользования койко-местом в жилом помещении на условиях социального найма, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 07 мая 2009 года N 959 жилые помещения в доме по адресу: адрес включены в специализированный жилищный фонд г. Москвы с отнесением к виду "жилые помещения в общежитии".
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 20 мая 2013 года N Д-РП-66/3 жилые помещения в здании по указанному адресу исключены из специализированного жилищного фонда города Москвы и включены в жилищный фонд социального использования.
Право собственности города Москвы на жилые помещения в доме по вышеуказанному адресу зарегистрировано в УФРС по Москве 26 ноября 2011 года, запись в ЕГРП N номер.
01 января 2012 года между наименование организации и фио заключен договор N 9 найма койко-места, по условиям которого наймодатель передал, а наниматель принял внаем койко-место площадью не более 6 кв. м, расположенном по адресу: адрес на срок найма с 01 января 2012 года до 31 декабря 2012 года.
Согласно п. 3.2.6 указанного договора, наниматель обязался освободить занимаемое койко-место по истечении обусловленного в настоящем договоре срока найма.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: - из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п. 1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другими юридическими лицами.
В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указано, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Согласно п. п. 1.1., 1.2. "Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.09.2006 N 737-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве. Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им.
Согласно п. 4.2.56 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент принимает решения о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете, на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы, и гражданам - участникам жилищных программ (по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи с рассрочкой платежа, купли-продажи с ипотекой и иным договорам, установленным законодательством).
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы. В силу ст. 92 ЖК РФ общежития относятся к специализированному жилому фонду.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)