Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Климцова Н.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20126/2017) Администрации МО "Гвардейский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2017 по делу N А21-2/2017 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по иску Администрации МО "Гвардейский городской округ"
к Министерству финансов Российской Федерации
3-е лицо: Министерство Внутренних дел РФ
о взыскании
Администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1023902272327, адрес: 238210, Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6; далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; далее - ответчик, Минфин РФ) о взыскании с денежных средств в размере 1 391 900 руб., исчисленных в размере стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции Маляр Е.В. и Абашину А.А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, адрес: 119049, Москва, ул. Житная, д. 16; далее - МВД России, третье лицо).
Решением от 23.06.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав 5 местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона РФ "О милиции", согласно которой положения статьи 30 Закона о милиции означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии с Законом Калининградской области от 10 июня 2014 года N 319 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Гвардейский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" с 01 января 2015 года территории муниципального образования "Гвардейское городское поселение", муниципального образования "Знаменское сельское поселение", муниципального образования "Славинское сельское поселение", муниципального образования "Озерковское сельское поселение", муниципального образования "Зоринское сельское поселение" объединены без изменения границ общей территории муниципального образования "Гвардейский район".
Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования "Гвардейский район", наделено статусом городского округа и является муниципальным образованием "Гвардейский городской округ".
11.12.2013 Администрация МО "Знаменское сельское поселение" заключила с Маляром Е.В. договор социального найма на жилое помещение по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Знаменск, ул. 40-летия Победы, д. 13, кв. 33, площадью 29,1 м{\super 2 (в том числе жилая - 17,9 м{\super 2), с условием вселения: нанимателя Маляра Е.В., его супруги Маляр В.С., сына Маляра А.Е., сына Маляра А.Е.
24.12.2014 постановлением главы администрации МО "Знаменское сельское поселение" N 299 указанное жилье было передано в собственность в порядке приватизации Маляр Татьяне Анатольевне и 11.02.2015 зарегистрировано ее право собственности (т. 1 л.д. 20-23).
Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 577 600 руб.
25.12.2013 Администрация МО "Знаменское сельское поселение" заключила с Абашиным А.А. договор социального найма на жилое помещение по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Знаменск, ул. 40-летия Победы, д. 11, кв. 4, площадью 42,2 м{\super 2 (далее - жилое помещение N 1) с условием вселения: нанимателя Абашина А.А., его супруги Абашиной М.Н., дочери Абашиной К.А.
Согласно выписке из ЕГРП данное жилое помещение 21.07.2014 передано в собственность в порядке приватизации Абашину А.А. и его дочери Абашиной К.А. по 1/2 доли.
Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость указанного жилья составляет 764 000 руб.
Кроме того, на основании заявления Абашина А.А. Администрация МО "Знаменское сельское поселение" 25.12.2013 заключила с ним договор социального найма N 11-2013 на жилое помещение (комнату) по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Знаменск, ул. 40-летия Победы, д. 4, кв. 1, площадью 10 кв. м (далее - помещение N 2) с условием вселения в данное жилое помещение нанимателя Абашина А.А. Предоставление данного жилого помещения связано с обеспечением участкового Абашина А.А. недостающей положенной ему жилой площадью. 10.06.2014 данному жилому помещению присвоен N 4 (т. 1 л.д. 37).
28.10.2016 зарегистрировано право собственности Абашина А.В. (отца Абашина А.А. т. 1 л.д. 42) на помещение N 2.
Согласно уточненным сведениям площадь составляет 10,5 м{\super 2. Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость данного жилья составляет 50 300 руб.
В связи с тем, что прекращено право собственности муниципального образования "Знаменское сельское поселение" на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества, израсходованная за счет средств городского бюджета денежная сумма, равная рыночной стоимости спорных жилых помещений составила 1 391 900 руб., Администрация МО "Гвардейский городской округ" направила в адрес Минфина России претензию от 30.11.2016 N 8255 с требованием о компенсации за предоставленные участковым уполномоченным милиции муниципальные жилые помещения.
В ответ на претензию Минфин России письмом от 30.12.2016 N 10-05-05/79732 сообщил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Отказ Минфина России послужил основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с иском о взыскании.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания ответственности Российской Федерации в виде компенсации стоимости предоставленного жилья не доказаны, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Администрации отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ, Закон о полиции), согласно пункту 1 статьи 44 которого обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Возможность предоставления жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда участковым уполномоченным полиции при отсутствии в муниципальном образовании специализированного жилищного фонда Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2012 и действовал в период предоставления спорных жилых помещений указанным лицам
Таким образом, с 01.01.2012 правовых оснований для компенсации расходов муниципального образования, связанных с предоставлением сотруднику полиции жилого помещения по договору социального найма, не имеется, ввиду отсутствия у органов местного самоуправления обязанности по предоставлению сотруднику полиции жилого помещения.
Согласно пункту 9.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) до 01.01.2017 предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения обязанностей по указанной должности, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Положениями Закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что законодательством в спорный период обязанность по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе и работникам полиции, возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Основания возникновения расходных обязательств Российской Федерации содержатся в статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не 8 отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из положений статьи 84 БК РФ не вытекают безусловные обязательства Российской Федерации по возмещению муниципальному образованию стоимости жилья предоставленного указанным лицам по договору социального найма.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в принятых постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Исходя из приведенных разъяснений, выравнивание недостаточности бюджетной обеспеченности на реализацию органами местного самоуправления своих расходных обязательств по вопросам местного значения (в том числе, обеспечение жильем участковых уполномоченных полиции) за счет средств федерального бюджета осуществляется посредством механизма финансирования через систему межбюджетных трансфертов.
В соответствии со статьями 129, 132 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются, в частности в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Из анализа действующего законодательства следует, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения предусмотрено, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), что следует из положений статей 135 - 138 БК РФ, пункта 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Закона N 131-ФЗ.
Предоставление в 2013 году квартир Маляру Е.В. и членам его семьи, а также Абашину А.А. по договору социального найма как уполномоченным участковым полиции относится до 01.01.2017 к сфере полномочий органов местного самоуправления, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств муниципалитета либо посредством механизма финансирования через систему межбюджетных трансфертов.
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств того, что Российской Федерацией не исполнены указанные выше обязательства Администрацией в материалы дела не представлено.
Сам по себе факт приватизации жилья на общих основаниях не является основанием компенсации его стоимости федеральным бюджетом.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам в исковом заявлении, надлежащая оценка которых дана судом первой инстанции, оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2017 года по делу N А21-2/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 13АП-20126/2017 ПО ДЕЛУ N А21-2/2017
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. N 13АП-20126/2017
Дело N А21-2/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Климцова Н.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20126/2017) Администрации МО "Гвардейский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2017 по делу N А21-2/2017 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по иску Администрации МО "Гвардейский городской округ"
к Министерству финансов Российской Федерации
3-е лицо: Министерство Внутренних дел РФ
о взыскании
установил:
Администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1023902272327, адрес: 238210, Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6; далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; далее - ответчик, Минфин РФ) о взыскании с денежных средств в размере 1 391 900 руб., исчисленных в размере стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции Маляр Е.В. и Абашину А.А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, адрес: 119049, Москва, ул. Житная, д. 16; далее - МВД России, третье лицо).
Решением от 23.06.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав 5 местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона РФ "О милиции", согласно которой положения статьи 30 Закона о милиции означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии с Законом Калининградской области от 10 июня 2014 года N 319 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Гвардейский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" с 01 января 2015 года территории муниципального образования "Гвардейское городское поселение", муниципального образования "Знаменское сельское поселение", муниципального образования "Славинское сельское поселение", муниципального образования "Озерковское сельское поселение", муниципального образования "Зоринское сельское поселение" объединены без изменения границ общей территории муниципального образования "Гвардейский район".
Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования "Гвардейский район", наделено статусом городского округа и является муниципальным образованием "Гвардейский городской округ".
11.12.2013 Администрация МО "Знаменское сельское поселение" заключила с Маляром Е.В. договор социального найма на жилое помещение по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Знаменск, ул. 40-летия Победы, д. 13, кв. 33, площадью 29,1 м{\super 2 (в том числе жилая - 17,9 м{\super 2), с условием вселения: нанимателя Маляра Е.В., его супруги Маляр В.С., сына Маляра А.Е., сына Маляра А.Е.
24.12.2014 постановлением главы администрации МО "Знаменское сельское поселение" N 299 указанное жилье было передано в собственность в порядке приватизации Маляр Татьяне Анатольевне и 11.02.2015 зарегистрировано ее право собственности (т. 1 л.д. 20-23).
Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 577 600 руб.
25.12.2013 Администрация МО "Знаменское сельское поселение" заключила с Абашиным А.А. договор социального найма на жилое помещение по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Знаменск, ул. 40-летия Победы, д. 11, кв. 4, площадью 42,2 м{\super 2 (далее - жилое помещение N 1) с условием вселения: нанимателя Абашина А.А., его супруги Абашиной М.Н., дочери Абашиной К.А.
Согласно выписке из ЕГРП данное жилое помещение 21.07.2014 передано в собственность в порядке приватизации Абашину А.А. и его дочери Абашиной К.А. по 1/2 доли.
Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость указанного жилья составляет 764 000 руб.
Кроме того, на основании заявления Абашина А.А. Администрация МО "Знаменское сельское поселение" 25.12.2013 заключила с ним договор социального найма N 11-2013 на жилое помещение (комнату) по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, п. Знаменск, ул. 40-летия Победы, д. 4, кв. 1, площадью 10 кв. м (далее - помещение N 2) с условием вселения в данное жилое помещение нанимателя Абашина А.А. Предоставление данного жилого помещения связано с обеспечением участкового Абашина А.А. недостающей положенной ему жилой площадью. 10.06.2014 данному жилому помещению присвоен N 4 (т. 1 л.д. 37).
28.10.2016 зарегистрировано право собственности Абашина А.В. (отца Абашина А.А. т. 1 л.д. 42) на помещение N 2.
Согласно уточненным сведениям площадь составляет 10,5 м{\super 2. Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость данного жилья составляет 50 300 руб.
В связи с тем, что прекращено право собственности муниципального образования "Знаменское сельское поселение" на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества, израсходованная за счет средств городского бюджета денежная сумма, равная рыночной стоимости спорных жилых помещений составила 1 391 900 руб., Администрация МО "Гвардейский городской округ" направила в адрес Минфина России претензию от 30.11.2016 N 8255 с требованием о компенсации за предоставленные участковым уполномоченным милиции муниципальные жилые помещения.
В ответ на претензию Минфин России письмом от 30.12.2016 N 10-05-05/79732 сообщил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Отказ Минфина России послужил основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с иском о взыскании.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания ответственности Российской Федерации в виде компенсации стоимости предоставленного жилья не доказаны, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Администрации отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ, Закон о полиции), согласно пункту 1 статьи 44 которого обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Возможность предоставления жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда участковым уполномоченным полиции при отсутствии в муниципальном образовании специализированного жилищного фонда Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2012 и действовал в период предоставления спорных жилых помещений указанным лицам
Таким образом, с 01.01.2012 правовых оснований для компенсации расходов муниципального образования, связанных с предоставлением сотруднику полиции жилого помещения по договору социального найма, не имеется, ввиду отсутствия у органов местного самоуправления обязанности по предоставлению сотруднику полиции жилого помещения.
Согласно пункту 9.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) до 01.01.2017 предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения обязанностей по указанной должности, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Положениями Закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что законодательством в спорный период обязанность по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе и работникам полиции, возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Основания возникновения расходных обязательств Российской Федерации содержатся в статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не 8 отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;
- принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из положений статьи 84 БК РФ не вытекают безусловные обязательства Российской Федерации по возмещению муниципальному образованию стоимости жилья предоставленного указанным лицам по договору социального найма.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в принятых постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Исходя из приведенных разъяснений, выравнивание недостаточности бюджетной обеспеченности на реализацию органами местного самоуправления своих расходных обязательств по вопросам местного значения (в том числе, обеспечение жильем участковых уполномоченных полиции) за счет средств федерального бюджета осуществляется посредством механизма финансирования через систему межбюджетных трансфертов.
В соответствии со статьями 129, 132 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются, в частности в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Из анализа действующего законодательства следует, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения предусмотрено, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), что следует из положений статей 135 - 138 БК РФ, пункта 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Закона N 131-ФЗ.
Предоставление в 2013 году квартир Маляру Е.В. и членам его семьи, а также Абашину А.А. по договору социального найма как уполномоченным участковым полиции относится до 01.01.2017 к сфере полномочий органов местного самоуправления, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств муниципалитета либо посредством механизма финансирования через систему межбюджетных трансфертов.
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств того, что Российской Федерацией не исполнены указанные выше обязательства Администрацией в материалы дела не представлено.
Сам по себе факт приватизации жилья на общих основаниях не является основанием компенсации его стоимости федеральным бюджетом.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам в исковом заявлении, надлежащая оценка которых дана судом первой инстанции, оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2017 года по делу N А21-2/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
В.М.ТОЛКУНОВ
И.Б.ЛОПАТО
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)