Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Администрация ссылается на то, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения являются убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Дементьева Г.А., доверенность от 11.08.2016,
от ответчика: извещен, представитель не явился
рассмотрев 02 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу муниципального казенного учреждения Администрация городского округа Стрежевой
на постановление от 24 сентября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Сазоновой Е.А., Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
по иску Муниципального казенного учреждения Администрация городского округа Стрежевой (ОГРН 1027001619501)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное казенное учреждение Администрация городского округа Стрежевой (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) с иском о взыскании 2 293 200 руб. убытков, возникших в результате предоставления жилого помещения лицу, страдающему заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов апелляционного суда об отказе в иске фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не применение апелляционным судом специальных норм материального права, регулирующих порядок расходования денежных средств публичных образований: статьи 15, пункта 10 статьи 158, статей 242, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Минфин России, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил. По делу поступил мотивированный отзыв.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 13.04.2012 на основании постановления Администрации городского округа Стрежевой от 13.04.2012 N 927ж Сорокиной Н.А. на семью из трех человек по договору социального найма N 26/12 вне очереди было предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: Томская обл., город Стрежевой, 4 мкр., д. 423 а, кв. 22, общей площадью 58,8 кв. м.
Жилое помещение предоставлено в соответствии с решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011 N 75 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", как лицу, страдающему инфильтративным туберкулезом легких (А 15 МБК Х). Согласно справке Главного бюро медико-социальной экспертизы по Томской области N 2343885 Сорокина Н.А. является инвалидом второй группы.
Предоставленное жилое помещение являлось муниципальной собственностью городского округа Стрежевой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.02.2012 и выпиской из реестра муниципального имущества N 100 от 01.04.2015.
28.02.2013 жилое помещение передано в собственность Сорокиной В.С. и Сорокиной П.С. на основании договора передачи (приватизации) N 1-12007. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 23.05.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 21.01.2015.
Рыночная стоимость жилого помещения по состоянию на 23.05.2013 (на момент регистрации права собственности Сорокиных) определена в соответствии с постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 06.02.2013 N 103 "Об определении средней рыночной стоимости жилья на вторичном рынке в 2013 году" и составила 2 293 200 руб.
Ссылаясь на то, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения являются для Администрации убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на статьи 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", статью 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и указал на то, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникли именно у Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления жилого помещения) больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Томской области от 04.03.1999 N 9-03 "О предупреждении распространения туберкулеза в Томской области" отдельные категории больных туберкулезом обладают правом на предоставление жилья в льготном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно таблице 18 приложения 28 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" из бюджета Российской Федерации в бюджет Томской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" поступила субвенция в размере 22010,2 тыс.руб.
Согласно таблице 16 приложения 31 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" из бюджета Российской Федерации на осуществление указанных полномочий в бюджет Томской области поступила субвенция в размере 18729,8 тыс.руб.
Статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" утверждена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, дотация Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности Томской области в соответствии с Законом Томской области от 13.12.2011 N 338-03 "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" составила 2 041 072 300 руб.
Субъект Российской Федерации вправе направить указанные дотации на любые цели, в том числе на предоставление жилья в льготном порядке больным туберкулезом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций (межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Тем самым предопределяется публично-правовой характер регулирования бюджетных отношений, выступающих в качестве экономического выражения суверенитета государства, материальной основы осуществления публичных функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, деятельность которых как публичных субъектов в силу статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 66 (части 1 и 2), 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации должна осуществляться в финансово-бюджетной сфере исключительно на правовых основаниях и в пределах, дозволенных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия, учитывая наличие схожих правовых оснований предоставления жилых помещений инвалидам и иным категориям граждан, имеющим право на получение жилья на льготных условиях, сложившийся правовой подход к рассмотрению дел по возмещению муниципальным образованиям понесенных расходов, соглашается с выводом апелляционного суда об отсутствии правовых оснований для возложения на Российскую Федерацию обязанности по возмещению убытков.
Оснований к отмене обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции не имеется. Принятый по делу судебный акт основан на всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела и правильном применении к установленным обстоятельствам норм материального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года по делу N А40-75635/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Л.В.ЗАВИРЮХА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
А.А.МАЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 09.02.2016 N Ф05-19627/2015 ПО ДЕЛУ N А40-75635/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате предоставления жилого помещения лицу, страдающему заболеванием.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Администрация ссылается на то, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения являются убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А40-75635/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Дементьева Г.А., доверенность от 11.08.2016,
от ответчика: извещен, представитель не явился
рассмотрев 02 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу муниципального казенного учреждения Администрация городского округа Стрежевой
на постановление от 24 сентября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Сазоновой Е.А., Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
по иску Муниципального казенного учреждения Администрация городского округа Стрежевой (ОГРН 1027001619501)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное казенное учреждение Администрация городского округа Стрежевой (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) с иском о взыскании 2 293 200 руб. убытков, возникших в результате предоставления жилого помещения лицу, страдающему заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов апелляционного суда об отказе в иске фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не применение апелляционным судом специальных норм материального права, регулирующих порядок расходования денежных средств публичных образований: статьи 15, пункта 10 статьи 158, статей 242, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Минфин России, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил. По делу поступил мотивированный отзыв.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 13.04.2012 на основании постановления Администрации городского округа Стрежевой от 13.04.2012 N 927ж Сорокиной Н.А. на семью из трех человек по договору социального найма N 26/12 вне очереди было предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: Томская обл., город Стрежевой, 4 мкр., д. 423 а, кв. 22, общей площадью 58,8 кв. м.
Жилое помещение предоставлено в соответствии с решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011 N 75 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", как лицу, страдающему инфильтративным туберкулезом легких (А 15 МБК Х). Согласно справке Главного бюро медико-социальной экспертизы по Томской области N 2343885 Сорокина Н.А. является инвалидом второй группы.
Предоставленное жилое помещение являлось муниципальной собственностью городского округа Стрежевой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.02.2012 и выпиской из реестра муниципального имущества N 100 от 01.04.2015.
28.02.2013 жилое помещение передано в собственность Сорокиной В.С. и Сорокиной П.С. на основании договора передачи (приватизации) N 1-12007. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 23.05.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 21.01.2015.
Рыночная стоимость жилого помещения по состоянию на 23.05.2013 (на момент регистрации права собственности Сорокиных) определена в соответствии с постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 06.02.2013 N 103 "Об определении средней рыночной стоимости жилья на вторичном рынке в 2013 году" и составила 2 293 200 руб.
Ссылаясь на то, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения являются для Администрации убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на статьи 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", статью 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и указал на то, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникли именно у Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления жилого помещения) больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Томской области от 04.03.1999 N 9-03 "О предупреждении распространения туберкулеза в Томской области" отдельные категории больных туберкулезом обладают правом на предоставление жилья в льготном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно таблице 18 приложения 28 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" из бюджета Российской Федерации в бюджет Томской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" поступила субвенция в размере 22010,2 тыс.руб.
Согласно таблице 16 приложения 31 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" из бюджета Российской Федерации на осуществление указанных полномочий в бюджет Томской области поступила субвенция в размере 18729,8 тыс.руб.
Статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" утверждена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, дотация Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности Томской области в соответствии с Законом Томской области от 13.12.2011 N 338-03 "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" составила 2 041 072 300 руб.
Субъект Российской Федерации вправе направить указанные дотации на любые цели, в том числе на предоставление жилья в льготном порядке больным туберкулезом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций (межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Тем самым предопределяется публично-правовой характер регулирования бюджетных отношений, выступающих в качестве экономического выражения суверенитета государства, материальной основы осуществления публичных функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, деятельность которых как публичных субъектов в силу статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 66 (части 1 и 2), 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации должна осуществляться в финансово-бюджетной сфере исключительно на правовых основаниях и в пределах, дозволенных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия, учитывая наличие схожих правовых оснований предоставления жилых помещений инвалидам и иным категориям граждан, имеющим право на получение жилья на льготных условиях, сложившийся правовой подход к рассмотрению дел по возмещению муниципальным образованиям понесенных расходов, соглашается с выводом апелляционного суда об отсутствии правовых оснований для возложения на Российскую Федерацию обязанности по возмещению убытков.
Оснований к отмене обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции не имеется. Принятый по делу судебный акт основан на всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела и правильном применении к установленным обстоятельствам норм материального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года по делу N А40-75635/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Л.В.ЗАВИРЮХА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
А.А.МАЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)