Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что является лицом, признанным в установленном порядке оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Горохов М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе:
председательствующего судьи Громацкой В.В.
судей Никодимова А.В. Матвеевой М.К.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации МО "Ленский район" О. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 мая 2017 года по делу по иску К.П.А. к администрации муниципального образования "Ленский район" о признании невозможным проживания в жилом помещении по адресу: .........., и.........., признании за ним права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Ленска, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору соответствующего найма, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление удовлетворить полностью.
Признать невозможным проживание К.П.А. в жилых помещениях, расположенных по адресу: .........., и...........
Возложить на администрацию муниципального образования "Ленский район" обязанность предоставить К.П.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное изолированное жилое помещение (жилой дом или квартиру) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства г. Ленска Ленского района РС (Я), признав за ним соответствующее право.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., судебная коллегия
установила:
К.П.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к муниципальному образованию "Ленский район", указав, что он является лицом, признанным в установленном порядке оставшимся без попечения родителей, и имеющим право на обеспечение жилым помещением. Одновременно он является членом семьи нанимателя двух жилых помещений по договорам социального найма, расположенным по адресам: .........., и........... Проживание в первом жилом помещении невозможно в силу его ветхости, во втором - ввиду проживания в нем супруги умершего отца, имеющей свою собственную семью. Ссылаясь на законодательство о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит удовлетворить его требования.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "Ленский район" О., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить. Указывает, что для предоставления жилого помещения истцу необходимо представить заявление и соответствующие документы согласно пункту 4 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV для включения в Реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 59-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в отношении К.П.А. установлена опека ввиду лишения матери родительских прав и отсутствия отца, опекуном назначена С.
Распоряжением главы муниципального образования "Нюйский наслег" Ленского района от 19.10.2010 г. С. предоставлено жилое помещение в.........., на праве социального найма с учетом члена семьи К.П.Г. (********). В тот же день с С. заключен договор социального найма, в который распоряжением от 09.08.2016 г. включен и истец в качестве члена семьи нанимателя.
Муниципальным образованием "Город Ленск" с Б. заключен 05.04.2013 г. договор социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: .........., К.П.А. включен в него как член семьи нанимателя, а именно как ********.
Таким образом, К.П.А., _______ г.р., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признавался при заключении договоров социального найма членом семьи нанимателя двух жилых помещений.
При этом, заключением жилищной комиссии муниципального образования "Ленский район" от 29.12.2016 г. установлен факт невозможности проживания истца по адресу: .........., по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 4 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и возможности проживания истца в квартире по адресу: .........., занятой ******** Б. и ее двумя малолетними детьми, ввиду соблюдения учетной нормы жилой площади на одного члена семьи.
Руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", судом первой инстанции установлена невозможность проживания истца в жилом помещении по.........., поскольку занято Б. (наниматель) и ее детьми, не являющимися членами семьи К.П.А. и не ведущих с ним общего хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Между тем, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавшего законодательства.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Доказательств, того, что истец К.П.А. обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением и приложением требуемого законом пакета документов, и ему в этом было отказано; а также доказательств, свидетельствующие о наличии препятствий к такому обращению, истцом суду первой инстанции не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Ленске.
В связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в части.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленского районного суда РС (Я) от 02 мая 2017 года по данному делу в части возложения на администрацию муниципального образования "Ленский район" обязанности предоставить К.П.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное изолированное жилое помещение (жилой дом или квартиру) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства г. Ленска Ленского района РС (Я), признав за ним соответствующее право, отменить и в данной части вынести новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение суда - оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2511/2017
Требование: О признании невозможным проживания в жилом помещении, признании права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что является лицом, признанным в установленном порядке оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N 33-2511/2017
Судья Горохов М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе:
председательствующего судьи Громацкой В.В.
судей Никодимова А.В. Матвеевой М.К.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации МО "Ленский район" О. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 мая 2017 года по делу по иску К.П.А. к администрации муниципального образования "Ленский район" о признании невозможным проживания в жилом помещении по адресу: .........., и.........., признании за ним права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Ленска, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору соответствующего найма, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление удовлетворить полностью.
Признать невозможным проживание К.П.А. в жилых помещениях, расположенных по адресу: .........., и...........
Возложить на администрацию муниципального образования "Ленский район" обязанность предоставить К.П.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное изолированное жилое помещение (жилой дом или квартиру) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства г. Ленска Ленского района РС (Я), признав за ним соответствующее право.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., судебная коллегия
установила:
К.П.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к муниципальному образованию "Ленский район", указав, что он является лицом, признанным в установленном порядке оставшимся без попечения родителей, и имеющим право на обеспечение жилым помещением. Одновременно он является членом семьи нанимателя двух жилых помещений по договорам социального найма, расположенным по адресам: .........., и........... Проживание в первом жилом помещении невозможно в силу его ветхости, во втором - ввиду проживания в нем супруги умершего отца, имеющей свою собственную семью. Ссылаясь на законодательство о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит удовлетворить его требования.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "Ленский район" О., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить. Указывает, что для предоставления жилого помещения истцу необходимо представить заявление и соответствующие документы согласно пункту 4 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV для включения в Реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 59-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в отношении К.П.А. установлена опека ввиду лишения матери родительских прав и отсутствия отца, опекуном назначена С.
Распоряжением главы муниципального образования "Нюйский наслег" Ленского района от 19.10.2010 г. С. предоставлено жилое помещение в.........., на праве социального найма с учетом члена семьи К.П.Г. (********). В тот же день с С. заключен договор социального найма, в который распоряжением от 09.08.2016 г. включен и истец в качестве члена семьи нанимателя.
Муниципальным образованием "Город Ленск" с Б. заключен 05.04.2013 г. договор социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: .........., К.П.А. включен в него как член семьи нанимателя, а именно как ********.
Таким образом, К.П.А., _______ г.р., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признавался при заключении договоров социального найма членом семьи нанимателя двух жилых помещений.
При этом, заключением жилищной комиссии муниципального образования "Ленский район" от 29.12.2016 г. установлен факт невозможности проживания истца по адресу: .........., по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 4 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и возможности проживания истца в квартире по адресу: .........., занятой ******** Б. и ее двумя малолетними детьми, ввиду соблюдения учетной нормы жилой площади на одного члена семьи.
Руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", судом первой инстанции установлена невозможность проживания истца в жилом помещении по.........., поскольку занято Б. (наниматель) и ее детьми, не являющимися членами семьи К.П.А. и не ведущих с ним общего хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Между тем, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавшего законодательства.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Доказательств, того, что истец К.П.А. обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением и приложением требуемого законом пакета документов, и ему в этом было отказано; а также доказательств, свидетельствующие о наличии препятствий к такому обращению, истцом суду первой инстанции не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Ленске.
В связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в части.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленского районного суда РС (Я) от 02 мая 2017 года по данному делу в части возложения на администрацию муниципального образования "Ленский район" обязанности предоставить К.П.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное изолированное жилое помещение (жилой дом или квартиру) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства г. Ленска Ленского района РС (Я), признав за ним соответствующее право, отменить и в данной части вынести новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение суда - оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
В.В.ГРОМАЦКАЯ
Судьи
А.В.НИКОДИМОВ
М.К.МАТВЕЕВА
В.В.ГРОМАЦКАЯ
Судьи
А.В.НИКОДИМОВ
М.К.МАТВЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)