Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8458/2015

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, принята на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-8458/2015


Судья Овсянникова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> суда в составе:
председательствующего Чубукова С.К.,
судей Дмитриевой О.С., Александровой Л.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску И.А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия

установила:

И.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить ей специализированное благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования <адрес> общей площадью не менее 33 квадратных метров по договору найма жилого помещения в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, установить факт ее проживания на территории <адрес>.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот. Постановлением администрации Новозаринского сельсовета от ДД.ММ.ГГ *** она принята на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снята.
И.А. постоянно проживает на территории <адрес>, что подтверждается справкой с места учебы.
Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования И.А. удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания И.А. на территории <адрес>.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить И.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее 33 кв. м общей площадью по договору специализированного найма в пределах границ <адрес> Алтайского края
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГ. Пункт 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ с изменениями, вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГ, предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Сведения об истце включены в список указанной категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись *** от ДД.ММ.ГГ по муниципальному образованию <адрес> зори в <адрес>. С заявлением о внесении изменений в Список в связи с изменением места жительства истец в Главное управление не обращалась.
Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно Списку, сформированному Главным управлением по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014 - 2020 годы государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 503. Вывод суда об обязании ответчика предоставить истцу жилое помещение преждевременен, поскольку в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены.
Полагает, что для исполнения решения суда необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения. Исполнить решение суда в течение 1 месяца с момента вступления его в законную силу при отсутствии у Главного управления каких-либо жилых помещений невозможно.
Внеочередное предоставление жилья истцу нарушит права неограниченного круга лиц, включенных в список ранее истца.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные сторонами доказательства в совокупности, применил подлежащий применению закон и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Согласно абз. 1, 3 п. 1, п. п. 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Как установлено судом, И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении родителями И.А. являются И.В.И. (указан со слов матери) и И.Л. (умерла 07.04.2000).
Постановлением Колыванского сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ И.А. поставлена на регистрационный учет.
ДД.ММ.ГГ И.А. была передана на воспитание родителей-воспитателей.
Согласно ответу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ сведения в отношении И.А. внесены в список по дате обращения в орган местного самоуправления - 26.10.20, реестровая запись - *** на основании постановления администрации Новозаринского сельсовета <адрес> Алтайского края.
По данным Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, Управления Росреестра по Алтайскому краю и БТИ по Алтайскому краю И.А. прав на недвижимое имущество на территории Алтайского края не имеет.
Согласно справкам от 17.03.2015, ДД.ММ.ГГ И.А. являлась студенткой НГОУ СПО "Барнаульский кооперативный техникум <адрес> потребсоюза" с ДД.ММ.ГГ по 30.06.2015, жилая площадь в общежитии предоставляется на платной основе.
В соответствии с договорами аренды от 01.11.2012, 25.09.2013, ДД.ММ.ГГ И.А. предоставлено в аренду жилое помещение, находящееся в собственности арендодателя Ш., расположенное по <адрес> в <адрес>.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что И.А., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке обратилась за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, однако органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив ее жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом при вынесении решения применены надлежащие нормы процессуального и материального права, и сделан обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ положение о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не влияют на законность решения также и доводы жалобы, указывающие на преждевременность вывода суда о наличии оснований для возложения спорной обязанности на ответчика, в связи с тем, что права истца не нарушены, и предоставлением жилья вне очереди нарушаются права неограниченного круга лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, как и доводы о том, что 1 месяца после вступления решения суда в законную силу недостаточно для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N 159-ФЗ, Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Приведенные ответчиком обстоятельства не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Доводы жалобы о том, что истец И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию <адрес> в <адрес> и с заявлением о внесении изменений в список в связи с изменением места жительства к ответчику не обращалась, не принимаются судебной коллегией во вниманию ввиду следующего.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лица, имеющего право на данное жилое помещение.
В соответствии с п. 5 ст. 17.1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 136-3С "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный ст. 17.2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный ст. 17.2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
В суде первой инстанции было установлено, что местом жительства И.А. является территория муниципального образования <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Нормативное содержание названного конституционного права включает: свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; свободу выбора места пребывания; свободу выбора места жительства.
Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Поскольку суд первой инстанции установил фактическое место жительства И.А. на территории <адрес> Алтайского края, следовательно, правомерно возложил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из фактического места жительства заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)