Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА N 33-3971

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-3971


Судья: Пазюченко И.Ж.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Петровой Ю.Ю. и Корсаковой Ю.М.
при секретаре П.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> дело N 2-3676/2013 по апелляционной жалобе Военного комиссариата города Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску П. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя Военного комиссариата города Санкт-Петербурга М. по доверенности от <дата> N N <...>, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя П. - Ч. по доверенности N N <...> от <дата> года, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

П. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в сумме <...> рублей. В обоснование исковых требований сослался на то, что с <дата> состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, которым от Министерства обороны Российской Федерации обеспечен <дата> и до указанной даты был вынужден арендовать жилое помещение по договорам найма. На свое обращение о выплате указанных денежных сумм от ответчика получил отказ.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу П. взыскана денежная компенсация за наем жилого помещения в сумме <...> рублей за период с <дата> по <дата> г.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат города Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> не имеется.
Как усматривается из выписки из приказа N <...> от <дата> П. досрочно уволился с военной службы в соответствии с подп. "а" пункта 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с зачислением в запас, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Петроградского района Санкт-Петербурга. На момент увольнения выслуга лет на военной службе составила: календарная - 16 лет 3 месяца, в льготном исчислении - 27 лет.
С <дата> истец состоит на учете в военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга, что подтверждается представленной в материалы дела справкой N <...> от <дата> г.
Согласно протоколу N <...> заседания жилищной комиссии войсковой части N <...> от <дата> истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Материалами дела установлено, что истец уволен с воинской службы с оставлением в списке очередников на получение жилого помещения, что подтверждается представленным суду списком по войсковой части N <...> по состоянию на <дата> г.
<дата> истец, по договору социального найма N <...> обеспечен жилым помещением - квартирой, площадью 34.6 кв. м по адресу: <адрес> <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, войсковая часть N <...> что подтверждается сведениями о регистрации.
В соответствии со свидетельством N <...> П. зарегистрирован на период с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, <адрес>.
Судом первой инстанции установлено, что до заключения договора социального найма истец проживал в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> на основании договоров найма от <дата> и от <дата> г., заключенных с Ш. данная квартира принадлежит Ш. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N <...> N <...> от <дата> и выпиской из ЕГРП от <дата> г.
Кроме того, факт найма квартиры <адрес> П. подтверждается представленным в материалы дела письмом МИ ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу, из которого установлено, что за период с <дата> по <дата> г., собственник квартиры Ш. в связи с полученными доходами от сдачи имущества в аренду, представил в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ.
Обстоятельства аренды истцом спорного жилого помещения подтверждаются также показаниями допрошенного судом первой инстанции в качестве свидетеля Ш.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда от <дата> исковые требования П. были удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана денежная компенсация за наем жилого помещения в размере <...> рублей за период с <дата> по <дата> г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом, согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до <дата> были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от <дата> N <...>, согласно которому выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
При этом, финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Предусмотренное пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 909 (ред. от <дата> г., с изм. от <дата> г.) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата> года, Решением Верховного Суда РФ от <дата> N ВКПИ-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от <дата> N КАС08-566, признано не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до <дата>, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Конституционного Суда РФ от <дата> N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В.Глушкова" разъяснено, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствуют признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата> и уволенными или подлежащими увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до <дата> года. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после <дата>).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от <дата> N 653) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городе Санкт-Петербурге <...> рублей.
Между тем, согласно п. 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 909 (ред. от <дата> г., с изм. от <дата> г.) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что учитывая получение истцом квартиры по договору социального найма <дата>, задолженность Военного комиссариата г. Санкт-Петербурга за период с <дата> по <дата> года: <...>) + (<...>) составляет <...> руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Военный комиссариат города Санкт-Петербурга является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия находит несостоятельными. Порядок выплаты денежной компенсации установлен Постановлением Правительства РФ от <дата> N 909 (ред. от <дата>., с изм. от <дата> "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", согласно которому выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата> и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Учитывая, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, согласно протоколу N <...> заседания жилищной комиссии войсковой части N <...> от <дата> истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с <дата> состоял на учете в военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга, уволен с воинской службы с оставлением в списке очередников на получение жилого помещения, то за государством в лице ответчика сохранялась обязанность по выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения до обеспечения его жилым помещением.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)