Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-13334

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу N 33-13334


Судья Рубцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Михалевой Т.Д., Колосовой С.И.,
с участием прокурора Макировой Е.Э.,
при секретаре Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Н.В. по доверенности В.М. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Н.В., Д.И. и И.Д. освободить в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу специализированное жилое помещение - однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: *** без предоставления иного жилого помещения.
В удовлетворении встречных исковых требований Н.В. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об обязании заключить договор социального найма отказать.

установила:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обратилась в суд с иском к Н.В., Д.И. и И.Д. об обязании освободить в течение 10 дней специализированное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры 35, расположенной в доме *** г. Москвы.
В обоснование заявленных требований указал на то, что жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Росреестра, было предоставлено Н.В. и членам ее семьи на основании договора найма служебного помещения в связи с прохождением ответчиком федеральной государственной гражданской службы в Росреестре. 12 сентября 2012 г. контракт с *** был расторгнут. 19 февраля 2013 г. ей было направлено уведомление об освобождении жилого помещения, но требование исполнено не было.
Н.В. заявлено встречное исковое заявление об обязании Росреестр заключить с ней договор социального найма на данное жилое помещение с включением в договор в качестве членов ее семьи - супруга Д.И. и сына И.Д. (л.д. 55 - 59).
В обоснование заявленных требований Е. указала, что она проработала в Росреестре более 10 лет, 05 октября 2010 г. была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральных государственных гражданских служащих. В пункте 2 распоряжения Минэкономразвития РФ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29 декабря 2011 г. указано, что в двухнедельный срок с момента подписания распоряжения должно быть обеспечено подписание договора социального найма на предоставленное ей (***) жилое помещение. 16 мая 2012 г. был подписан акт приема-передачи ключей, и она предполагала, что будет заключен договор социального найма. 29 марта 2013 г. она обратилась с заявлением о заключении такого договора, но было отказано со ссылкой на то, что жилое помещение является служебным. Такой отказ является неправомерным, так как в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано, что жилое помещение является специализированным, в то время как использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.
Представитель истца Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Р.С. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала, встречные исковые требования не признала.
Представитель ответчиков В.М. в судебное заседание явилась, встречные исковые требования не признала, первоначально заявленные исковые требования не признала.
Третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о дате и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя в суд не направило.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ответчика Н.В. по доверенности В.М., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что суд, удовлетворяя исковые требования, неправильно исходил из того, что Н.В. не относится к гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, и имеет право на заключение договора найма служебного жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков Н.В., Д.И., И.Д., представителя третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Росреестра г. Москвы по доверенности Р.З., представителя ответчика Н.В. по доверенности В.М., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 16, 92, 93, 103, 104 ЖК РФ, регулирующими правоотношения по заключению, прекращению договора социального найма специализированных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Н.В. являлась федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
11 сентября 2000 г. была принята на работу в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области, 18 апреля 2008 г. уволена по собственному желанию.
07 апреля 2008 г. принята на работу в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (л.д. 30 - 37).
Согласно выписки из приказа руководителя Росреестра от 05 октября 2010 г. N Н.В. была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральных государственных гражданских служащих (л.д. 44). Она была поставлена на учет на основании решения Комиссии для рассмотрения вопросов предоставления служащим единовременной субсидии, как имеющая такое право на основании подпункта "б" пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил предоставления федеральным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
29 декабря 2011 г. Распоряжением руководителя Росреестра N *** постановлено о предоставлении Н.В. для проживания однокомнатной квартиры 35, расположенной в доме *** г. Москвы. Также постановлено о заключении договора социального найма (л.д. 41).
Руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии С.В. 12 марта 2012 г. издано распоряжением о включении квартиры 35, расположенной в доме *** г. Москвы в специализированный жилищный фонд Росреестра (л.д. 6 - 7).
Данное жилое помещение принадлежит Российской Федерации и находится в оперативном управлении Росреестра, что следует из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и копии свидетельства (л.д. 45, 46).
20 апреля 2012 г. Приказом Руководителя Росреестра утверждены Правила о предоставлении служебных жилых помещений в Федеральной службе. Согласно данным Правилам служебные жилые помещения предоставляются сотрудникам, не обеспеченным жилыми помещениями, в связи с прохождением ими государственной гражданской службы и замещением должности государственной гражданской службы в Росреестре и предоставляются на срок прохождения службы (пункт 4 Правил) (л.д. 16 - 23).
В пункте 3 Правил сказано, что предоставление и использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
В Правилах приведено, что служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, обмену, приватизации.
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции 10 июля 2012 г. за N ***.
Во исполнении данного приказа, 21 апреля 2012 г. в распоряжение от 29.12.2011 г. N *** внесены изменения в части заключения с *** договора социального найма. Пунктом 2 распоряжения от 29 декабря 2011 г. постановлено о заключении договора найма служебного жилого помещения (л.д. 107).
16 июля 2012 г. между Росреестром и Н.В. заключен договор найма служебного помещения N *** о предоставлении *** и членам ее семьи данной квартиры для временного проживания в связи с прохождением *** федеральной государственной гражданской службы в Росреестре (л.д. 8 - 12).
Основанием для прекращения Договора является истечение срока служебного контракта и истечение срока замещения должности в Росреестре (пункт 18). В случае расторжения или прекращения договора *** и члены ее семьи обязались освободить жилое помещение (пункт 19).
16 июля 2012 г. *** подписан акт приема-передачи служебного жилого помещения (л.д. 13).
Приказом заместителя руководителя Росреестра от 22 ноября 2012 г. N *** по инициативе служащего *** была уволена со службы и действие служебного контракта было прекращено.
С 20 ноября 2013 г. Е. работает в ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (л.д. 119).
19 февраля 2013 г. *** было направлено уведомление об освобождении жилого помещения (л.д. 15).
29 марта 2013 г. *** обратилась с заявлением о заключении договора социального найма, поскольку она проживает в квартире, оплачивает коммунальные услуги (л.д. 42). Письмом от 22 апреля 2013 г. ей в этом было отказано, поскольку жилое помещение является служебным (л.д. 43).
Как следует из выписки из домовой книги, ранее *** проживали в однокомнатной квартире *** г. Москвы, жилой площадью 31,6 кв. м; жилое помещение они занимали с 2009 г., до этого проживали в г. Тамбов (л.д. 120). Собственником квартиры 92, расположенной в *** г. Москвы являлась В.Н., квартира была ею продана 17 июля 2012 г. (л.д. 124). В.Н. в квартире зарегистрирована не была, так как проживала в г. Тамбов.
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Д.И. является собственником земельного участка площадью 752 кв. м, расположенного по адресу: ***. До 2002 г. являлся собственником квартиры 60, расположенной в доме *** г. Тамбов (л.д. 131), жилое помещение ему было передано в собственность по договору передачи.
Н.В. в 2008 г. приобрела в собственность квартиру 110, расположенную в доме *** г. Тамбов, площадью 35,6 кв. м, но 21 февраля 2013 г. она произвела отчуждение жилого помещения (л.д. 132).
Из указанного следует, что Н.В. на момент постановки на учет на получение субсидии являлась собственником квартиры площадью 35, 6 кв. м, в то время как по подпункту "б" пункта 2 Правил, субсидия может быть предоставлена если служащий является... собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров. Н.В. и члены ее семьи в указанной квартире зарегистрированы проживающими не были, Н.В. и И.В. (сын) были зарегистрированы по 2009 г. в двухкомнатной квартире *** г. Тамбов (л.д. 136), а Д.И. (супруг) был зарегистрирован в трехкомнатной квартире *** г. Тамбов (л.д. 134 - 135).
С учетом вышеприведенных доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что *** и члены ее семьи не относятся к категории лиц, которые в силу закона не могут быть выселены из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку трудовые отношения между истцом и Н.В. прекращены, с этого же времени прекращен срок действия договора найма специализированного жилого помещения, заключенного на время ее работы, поэтому законные основания для проживания ответчиков в спорном помещении отсутствуют, и исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы Н.В. о том, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется записи о том, что жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду, на законность принятого решения повлиять не может, поскольку указанные обстоятельства подтверждаются Распоряжением руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 марта 2012 г. *** подписывала договор найма служебного жилого помещения, ей и членам ее семьи данное жилое помещение предоставлено как служебное Распоряжением Руководителя.
Разрешая встречные требования Н.В., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 60 ЖК РФ, пришел к правильному выводу о том, что право на заключение договора социального найма имеет собственник, то есть Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Данное жилое помещение отнесено в фонду специализированного типа, поэтому с *** не может быть заключен договор социального найма. Договор социального найма может быть заключен с гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что следует из положений ст. 57 ЖК РФ, Н.В. и члены ее семьи не состоят на таком учете.
Довод апелляционной инстанции о том, что Н.В. снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что было вынесено распоряжение Минэкономразвития РФ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии N р/141 от 29.12.2011 г. "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Росреестра жилых помещений (квартир)", не содержат оснований к отмене решения суда, поскольку в данное распоряжение были внесены изменения о заключении договора найма служебного жилого помещения, и изменения были внесены после отнесения жилого помещения в специализированный жилищный фонд Росреестра на основании Приказа Руководителя Росреестра. К тому же Н.В. заключался именно договор найма служебного помещения, данный договор ею подписан, как и подписан акт приема-передачи служебного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Н.В. и члены ее семьи не обеспечены жилым помещением, также не содержат оснований к отмене решения суда, поскольку Н.В. было известно о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения, в котором говорилось о предоставлении ей жилого помещения только на период трудовых отношений, и после окончания трудовых отношений она должна освободить жилое помещение. Трудовые отношения прекращены 12 сентября 2012 г., на период прекращения трудовых отношений Е. была обеспечена жилым помещением в г. Тамбов. Учитывая условия договора найма, Н.В. было известно о том, что она должна освободить жилое помещение, но она этого не сделала, и к тому же, 21 февраля 2013 г. она продала свою квартиру, находящуюся в г. Тамбов.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана правильная оценка. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Н.В., без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)