Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.12.2014 N 33-3896-2014

Требование: О признании не членами семьи собственника жилого помещения, о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истице было отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что она и ее ребенок были признаны членами семьи собственника квартиры, в которой они зарегистрированы, однако истица указывает, что она и ее дочь фактически не являются членами семьи собственника квартиры.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 33-3896-2014


судья Ткаченко А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Кутовской Н.А.
Щукиной Л.В.
при секретаре
Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Администрации г. Кировска Мурманской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области о признании ее и П.Д.Д. не членами семьи Д.С. и о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Кировска Мурманской области на решение Кировского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2014 года, по которому постановлено:
"Исковые требования П. к Администрации г. Кировска Мурманской области о признании ее и П.Д.Д. не членами семьи Д.С. и о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Признать П., _ _ года рождения, и П.Д.Д., _ _ года рождения, не членами семьи Д.С., _ _ года рождения.
Обязать администрацию города Кировска Мурманской области обеспечить П. и П.Д.Д. вне очереди жилым благоустроенным помещением, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований П. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области - отказать".
Заслушав доклад судьи Кутовской Н.А., пояснения представителя администрации г. Кировска Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения П., просившей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

П. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кировска Мурманской области о признании ее и несовершеннолетней П.Д.Д. не членами семьи Д.С. и о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что постановлением Администрации г. Кировска от _ _ * она и ее несовершеннолетняя дочь П.Д.Д., _ _ года рождения, поставлены на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что ее дочь является ребенком-инвалидом.
_ _ она обратилась в Администрацию с заявлением о внеочередном предоставлении ей и ее дочери жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее * кв. м. Письмом от _ _ ей было отказано по тому основанию, что решением Кировского городского суда от _ _ она и ее ребенок были признаны членами семьи Д.С., являющегося собственником квартиры, в которой они зарегистрированы.
В настоящее время она и ее дочь фактически не являются членами семьи Д.С., поскольку совместного хозяйства они не ведут, материальную помощь Д.С. им не оказывает, в воспитании внучки участие не принимает. С _ _ по _ _ она совместно с дочерью проживала в.... Д.С. преимущественно проживает в деревне....
Поскольку ее дочь является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, они имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Поскольку жилым помещением должна быть обеспечена семья из двух человек, один из которых имеет право на дополнительную жилую площадь, считает, что в соответствии со ст. 8 Закона Мурманской области от 11 июля 2006 года N 782-01-ЗМО "О жилищном фонде Мурманской области" общая площадь подлежащего предоставлению помещения должна составлять не менее *** кв. м.
Просила суд признать ее и П.Д.Д. не членами семьи Д.С. и обязать Администрацию г. Кировска предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение за счет средств местного бюджета общей площадью не менее * кв. м.
Определением суда от 11 июня 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (л.д. 72).
В судебном заседании истец П. уточнила заявленные требования в части нормы площади предоставляемого жилого помещения, просила суд обязать Администрацию г. Кировска предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение за счет средств местного бюджета общей площадью не ниже установленной Решением Кировского городского совета депутатов нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. На удовлетворении остальных требований настаивала.
Представитель ответчика Администрации г. Кировска К. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на иск, в котором указал, что управление не является надлежащим ответчиком.
Третье лицо Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, посредством телеграммы сообщил о согласии с исковыми требованиями П.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации г. Кировска Л.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица МКУ "Управление Кировским городским хозяйством" в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрацию г. Кировска просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что положения статьи 109 Жилищного кодекса РФ не подлежат применению, поскольку истец заявила требование о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, тогда как в силу статьи 99 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан относятся к категории специализированных и предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 12.04.2011 N 551-О-О, положения Закона Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", указывает, что администрация города Кировска не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения из муниципального жилищного по договорам социального найма могут быть предоставлены только тем гражданам, в отношении которых одновременно соблюдается два условия - признание гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения и являющегося малоимущим.
Документы, подтверждающие, что П. является малоимущей, суду не предоставлялись и судом данные обстоятельства не исследовались, ходатайство представителя ответчика об истребовании сведений о наличии у истца расчетных счетов в банках судом безосновательно отклонено. Установленный судом факт постановки П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, сам по себе не является основанием предоставления жилого помещения, так как ведение в установленном порядке учета таких граждан возлагается на органы местного самоуправления независимо от того, из какого жилищного фонда могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, указанной категории граждан. Полагает, что истец имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма только из государственного жилищного фонда.
В возражениях на апелляционную жалобу истец П. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, третьи лица - Д.С., представители Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации г. Кировска, МКУ "Управление Кировским городским хозяйством", Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Вопрос о законности и обоснованности принятого судом решения в части признания П. и несовершеннолетней П.Д.Д. не членами семьи Д.С. в апелляционной жалобе Администрации г. Кировска не ставится, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец П. зарегистрирована и проживает с несовершеннолетней дочерью П.Д.Д., _ _ года рождения, в двухкомнатной квартире по адресу:..., принадлежащей на праве собственности Д.С. (л.д. 41).
В указанной квартире также зарегистрированы Д.С., Д.Д. и А.М.А.
_ _ П.Д.Д. установлена инвалидность до _ _, группа инвалидности - ребенок-инвалид, что подтверждается справкой МСЭ * от _ _ (л.д. 9), актом медико-социальной экспертизы * от _ _ (л.д. 98).
Из сообщения Бюро МСЭ * - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Мурманской области" * от _ _ (л.д. 97) и справки ВК * от _ _ (л.д. 56) следует, что заболевание П.Д.Д. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
На основании Постановления администрации города Кировска * от _ _ (л.д. 55) П., в составе семьи из двух человек, принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая требования П. о предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции в соответствии с приведенными нормами жилищного законодательства и установленными по делу обстоятельствами правильно исходил из того, что истец имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма, поскольку ее дочь П.Д.Д. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Право истца на внеочередное предоставление ей жилого помещения представителем администрации города Кировска в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию города Кировска, как собственника муниципального жилищного фонда.
Такие выводы суда первой инстанции соответствуют нормам жилищного законодательства и признаются судебной коллегией правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на орган местного самоуправления, поскольку истица не является малоимущей, а относится к иной категории граждан, нуждающихся в жилом помещении,- инвалидам, в связи с чем обязанность по обеспечению ее жильем лежит на органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не основаны на законе и не влекут отмену решения.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 3 Закона Мурманской области от 07.07.2005 N 646-01-ЗМО (ред. от 04.05.2014) "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (принят Мурманской областной Думой 01.07.2005) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законом субъекта РФ установлена обязанность органа местного самоуправления предоставлять по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда указанной категории граждан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что истица не признавалась малоимущей, не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности по предоставлению ей жилья из муниципального жилищного фонда в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При таком положении судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы об отсутствии у администрации муниципального образования обязанности по обеспечению истца жильем, поскольку такая позиция ответчика основана на неправильном применении закона.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значения для разрешения возникшего спора, судом установлены на основании надлежащей оценки представленных доказательств, нормы материального права применены судом правильно и в соответствии с возникшими правоотношениями, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене законно постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кировского городского суда Мурманской области от 25 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кировска Мурманской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)