Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4249

Требование: О признании действий об исключении из участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" незаконными, восстановлении в составе участников программы; признании постановления в части отказа включения в состав участников программы незаконным.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец вместе с семьей исключен с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N 33-4249


Судья Космачева О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
При секретаре Т.
при участии представителя Администрация г. Смоленска Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе К.В., поданной его представителем П. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 сентября 2014 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Администрация г. Смоленска Г.

установила:

К.В., уточнив требования, обратился в суд с иском о признании действий Администрации г. Смоленска об исключении из участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы незаконным и восстановлении его семьи в составе участников программы, признании постановления Администрации г. Смоленска от 24.06.2014 г. N 1136-адм в части отказа включения его и членов его семьи в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014-2016 годы незаконным. В обоснование требований указал, что он вместе с женой К.М. и сыном ФИО1 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы. Поскольку в связи с переездом на новое место постоянного жительства в Смоленский район они были необоснованно исключены из участников программы, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель истца П. в суде заявленные требования поддержала, указав, что К.В. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, факт его переезда в иное муниципальное образование основанием для утраты им данного статуса не является.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрация г. Смоленска, которая в письменных возражениях требования не признала.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 сентября 2014 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что факт переезда из одного населенного пункта в другой в пределах одного субъекта федерации не является основанием для исключения участника из программы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, приходит к следующему.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище на 2011 - 2015 годы", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).
В соответствии со ст. 4 Закона Смоленской области от 13.03.2006 N 6-з (в редакции от 27.02.2014 г.) "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с муниципальной программой "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014-2016 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Смоленска от 25.03.2014 г. N 523-адм, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, указанные в абзаце первом настоящего раздела и соответствующие вышеустановленным условиям, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные Администрацией города Смоленска по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Аналогичные положения содержались в постановлении Администрации г. Смоленска от 27.10.2010 г. N 323-адм (в редакции от 18.10.2013 г.) "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы".
Из материалов дела видно, что на основании постановления Администрации г. Смоленска от 18.12.2009 г. N 1516-адм К.В., <...> года рождения, зарегистрированный по адресу:... с семьей из трех человек - супругой К.М. и сыном ФИО1 <...> года рождения, признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий и включены в состав участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2010 годы.
По прекращении действия долгосрочной городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2010 годы на основании заявления истца постановлением Администрации г. Смоленска от 01.04.2011 г. N 585-адм К.В. с семьей из трех человек включен в состав участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Администрации г. Смоленска N 834-адм в связи с рождением второго ребенка ФИО2 <...> года рождения, также включен в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 29.05.2014 г. N 929-адм истец вместе с семьей исключен с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и из числа участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы в связи с приобретением жилого помещения и переездом на новое место жительства истца и членов его семьи по адресу:...
04.04.2014 г. К.В. обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о включении его с семьей из четырех человек в состав участников муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Смоленска от 25.03.2014 г.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 24.06.2014 г. N 1136-адм истцу отказано во включении в состав участников программы на 2014 - 2016 годы.
Судом установлено, что в 2013 году истец выехал на постоянное место жительства из г. Смоленска в иное муниципальное образование - ..., где приобрел в целях реализации указанной программы жилое помещение с привлечением заемных средств.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что целью муниципальной программы является обеспечение поддержки молодым семьям, проживающих на территории г. Смоленска и признанных в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец утратил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Смоленске в связи с выездом в иное муниципальное образование, был обоснованно снят с учета и исключен из числа участников муниципальной программы, правомерно посчитав, что не имеется оснований для его восстановления в вышеуказанной очереди и списке участников программы.
Доводы истца о том, что поскольку вышеуказанные Программы допускают возможность погашения ипотечных кредитов, полученных на приобретение жилья, то место жительства заинтересованного лица не имеет правового значения, что факт переезда из одного населенного пункта в другой в пределах одного субъекта федерации не является основанием для исключения участника из программы, ссылка на положения п. 5.1 Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 14.12.2010 N 770, действовавшим до 26.03.2014 года, несостоятельны. Большинству доводов дана надлежащая правовая оценка в решении суда.
Истцом не учтено, что целью вышеназванной муниципальной Программы является поддержка молодых семей, проживающих на территории города Смоленска и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы.
В целом суждения, приведенные в жалобе, основаны на ошибочном толковании материального закона, не содержат мотивов, которые свидетельствовали бы о необходимости отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К.В., поданной его представителем П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)