Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5336/2015

Требование: Об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что несовершеннолетние истцы являются детьми-инвалидами. Распоряжением главы они включены во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно врачебному заключению, по состоянию здоровья они имеют право на внеочередное и отдельное получение жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу N 33-5336/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Науширбановой З.А.
судей: Гаиткуловой Ф.С. Жерненко Е.В.
при секретаре: М.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Уфа РБ А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 ноября 2014 года, которым постановлено:
иск прокурора адрес в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма -УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО, ФИО1, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 70 кв. м общей площади.
В иске прокурора адрес в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО1, ФИО2 к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - ОТКАЗАТЬ.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор... района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес РБ проведена проверка по обращению ФИО2. о нарушении жилищных прав, связанного с длительным непредставлением жилого помещения. В ходе проверки установлено, что согласно справке от дата. серии N... N... ФИО является ребенком - инвалидом. На основании справки от дата серии N... N... ФИО1 является ребенком - инвалидом. Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N... от дата ФИО1, и ФИО включены во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек. Согласно врачебному заключению, выданного Республиканской психиатрической больницей N... МЗ РБ - ФИО и ФИО1. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 1 ст. 51, ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и право на пользование дополнительной жилплощадью. Таким образом, установлено, что ФИО2 со своими детьми с дата. состоит в списках на получение жилого помещения во внеочередном порядке в администрации адрес ГО адрес и до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено. ФИО2, ФИО., ФИО1. зарегистрированы и проживают по адресу: адрес. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... ФИО и ФИО1 имеют право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Администрацией ГО адрес РБ допущено нарушение жилищных прав семьи ФИО2., в связи с не обеспечением их жилым помещением. Просит обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан, предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма несовершеннолетним ФИО., ФИО1., ФИО2
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации городского округа адрес РБ А. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, имеющих детей-инвалидов, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета. Согласно действующему законодательству обеспечение таких категорий граждан, как ФИО., ФИО1. может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в данном случае путем принятия закона субъекта Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., представителя Администрации ГО адрес А., поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства финансов Республики Башкортостан К., не согласившегося с решением суда, представителя Правительства РБ С., ФИО1, ФИО2., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения районного суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права, и исходил из того, что поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, у ФИО, ФИО1., ФИО2. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 со своими детьми ФИО. и ФИО1 проживает в жилом помещении площадью... кв. м по адресу: адрес на основании договора найма жилого помещения в общежитии от дата N N....
Согласно выписки из Распоряжения главы адрес ГО адрес РБ N... от дата ФИО1 и ФИО включены во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек.
Согласно врачебному заключению N... от дата., выданного Республиканской психиатрической больницей N... МЗ РБ - ФИО. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 1 ст. 51, ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
Согласно врачебному заключению N... от дата., выданного Республиканской психиатрической больницей N... МЗ РБ - ФИО1 по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 1 ст. 51, ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
Согласно справке о регистрации от дата N... ФИО2, ФИО и ФИО1. зарегистрированы по адресу: адрес.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата. N... ФИО2 не имеет объектов недвижимости в собственности.
Согласно справке Территориального участка адрес ГУП БТИ РБ от дата N... и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата. N... ФИО. не имеет объектов недвижимости в собственности.
Согласно справки Территориального участка адрес ГУП БТИ РБ от дата N... и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата. N... ФИО1 не имеет объектов недвижимости в собственности.
Между тем, как правильно установил суд, до настоящего времени ФИО2., ФИО и ФИО1 не обеспечены жилым помещением, что является нарушением их прав, которые в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 имеют право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа адрес" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда о необходимости обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО, ФИО1., ФИО2. жилое помещение по договору социального найма, в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее... кв. м с учетом нормы предоставления жилого помещения, правом на дополнительную площадь, в полной мере соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Более того, суд правомерно отказал в иске адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО., ФИО1., ФИО2 к Правительству Республики Башкортостан, об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы представителя ответчика о том, что согласно действующему законодательству обеспечение таких категорий граждан, как ФИО, ФИО1. может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, несостоятельны. Согласно статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. В данном случае ФИО3 обратились адрес ГО адрес РБ, и состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем суд обоснованно возложил на Администрацию ГО адрес обязанность по предоставлению истцам жилого помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Ввиду того, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда или данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, - то они не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Уфа РБ А. без удовлетворения.

Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА

Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Е.В.ЖЕРНЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)