Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1827

Требование: О возложении обязанности заключить договор социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о заключении в отношении занимаемого помещения договора социального найма, на что получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-1827


Судья: А.Н. Лыткина

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего О.Н. Зиновьевой,
судей Н.Н. Демьяновой, А.Н. Лукоянова,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б. ФИО18 на решение Галичского районного суда Костромской области от 15 августа 2014 года, которым исковые требования Б. ФИО19 к администрации городского округа город Галич Костромской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения оставлены без удовлетворения; встречные исковые требования администрации городского округа город Галич Костромской области удовлетворены; постановление администрации городского округа город Галич Костромской области от 04 июля 2012 года N 560 "О предоставлении жилой площади специализированного служебного фонда Б. ФИО20 ФИО21 заключении договора найма" признано незаконным; договор найма служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, заключенный 04 июля 2012 года с Б. ФИО22, признан недействительным.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения ФИО23 Б., П., действующей в своих интересах как третье лицо и в качестве представителя ФИО24 Б., ФИО25 Б., представителя администрации городского округа город Галич Костромской области ФИО26 Т., судебная коллегия

установила:

ФИО27 Б. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Галич Костромской области о возложении обязанности заключить с ним договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Требования мотивировал тем, что указанное жилое помещение имеет статус служебного, было предоставлено его семье в связи с трудовыми отношениями между ним и ОГБУЗ "Галичская окружная больница" на основании договора найма служебного жилого помещения от 04 июля 2012 года. В соответствии с условиями договора наймодатель обязался заключить с нанимателем в отношении названного жилого помещения договор социального найма при выходе нанимателя на пенсию по старости.
Поскольку он является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, 04 марта 2014 года он обратился к ответчику с заявлением о заключении в отношении занимаемого его семьей жилого помещения договора социального найма, на что получил отказ, который полагал незаконным.
В ходе рассмотрения дела администрация городского округа город Галич Костромской области обратилась к ФИО28 Б. со встречным иском, в окончательном виде просила: признать постановление администрации городского округа город Галич Костромской области от 04 июля 2012 года N 560 "О предоставлении жилой площади специализированного служебного фонда Б. ФИО29, заключении договора найма" незаконным; признать договор найма служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> заключенный 04 июля 2012 года с ФИО30 Б., недействительным. В обоснование встречных требований, ссылаясь на ст. 168 ГК РФ, указала, что постановление от 04 июля 2012 года должностным лицом было принято единолично, без соответствующего решения жилищной комиссии, а договор найма служебного жилого помещения со стороны наймодателя был подписан неуполномоченным лицом.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ОГБУЗ "Галичская окружная больница".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО31 Б., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении его иска и отказе в удовлетворении встречного иска администрации городского округа город Галич Костромской области.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации городского округа город Галич Костромской области ФИО32 Т. выражает согласие с судебным решением и просит оставить его без изменения.
22 октября 2014 года судебной коллегией по гражданским делам Костромского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ФИО33. Б. привлечены ФИО34 Б. и ФИО35 П.
В настоящем судебном заседании ФИО36 Б., его представитель ФИО37 П., действующая также в своих интересах как третье лицо, на исковых требованиях к администрации городского округа город Галич Костромской области о возложении обязанности по заключению в отношении спорного жилого помещения договора социального найма настаивали, относительно удовлетворения встречного иска возражали, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ФИО38 Б. поддержала исковые требования ФИО39 Б., встречные исковые требования администрации городского округа город Галич Костромской области полагала необоснованными.
Представитель администрации городского округа город Галич Костромской области ФИО40 Т., настаивая на исковых требованиях по встречному иску, полагал исковые требования ФИО41 Б. подлежащими оставлению без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в возражениях относительно апелляционной жалобы.
Дело рассматривается в отсутствие представителя ОГБУЗ "Галичская окружная больница", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, об его отложении не ходатайствовавшего.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Поскольку судом первой инстанции было допущено нарушение норм процессуального права, а именно, принятое судом решение влияет на права и обязанности ФИО42 Б., ФИО43 П., между тем указанные лица к участию в деле не привлекались, то в силу пункта 4 части 4 ст. 330 ГПК РФ судебное решение подлежит безусловной отмене. Допущенные судом нарушения отражены в определении судебной коллегии от 22 октября 2014 года.
Принимая новое решение по делу, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с частью 1 ст. 92, ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (части 1 - 3).
На основании ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещениях в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости (пункт 2 части 2 ст. 103 ЖК РФ).
По делу видно, что ФИО44 Б. находится в трудовых отношениях с ОГБУЗ "Галичская окружная больница", работает врачом-акушером-гинекологом акушерского отделения и женской консультации больницы.
В соответствии с Положением о муниципальном специализированном жилищном фонде городского округа город Галич Костромской области и порядке его заселения, утвержденным постановлением администрации городского округа город Галич Костромской области от 15 июня 2010 года N 652, служебные жилые помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда, в частности, руководителям и специалистам муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (в том числе медицинским работникам, педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений) (пункт 4.4).
Решение о предоставлении служебных жилых помещений принимается на заседании жилищной комиссии администрации городского округа с учетом соответствующих ходатайств руководителей организаций, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, в порядке, установленном в пункте 1.2 настоящего Положения (пункт 4.6).
Служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договору найма служебного жилого помещения, заключаемого между администрацией городского округа (наймодателем) и гражданином (нанимателем). Договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения администрации городского округа. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации - Костромской области или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации - Костромской области или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (пункт 4.7).
28 июня 2012 года ОГБУЗ "Галичская окружная больница" обратилось к главе городского округа город Галич Костромской области с ходатайством о предоставлении ФИО45 Б. с учетом членов семьи служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
03 июля 2012 года ФИО46 Б. также обратился к главе городского округа город Галич Костромской области с заявлением о предоставлении ему с членами семьи вышеуказанного служебного жилого помещения.
04 июля 2012 года и.о. главы администрации городского округа город Галич Костромской области ФИО47, ФИО48 было принято постановление N 560 "О предоставлении жилой площади специализированного служебного фонда Б. ФИО49 заключении договора найма".
В постановлении указано о предоставлении ФИО50 Б. на семью из 3 человек: ФИО51 Б., жена - ФИО52 Б., дочь - ФИО53 Б. (в настоящее время П.) трехкомнатной квартиры N общей площадью 69,80 кв. метров в специализированном служебном жилищном фонде городского округа по адресу: <адрес> на период трудовых отношений в порядке, предусмотренном ЖК РФ (пункт 3 ст. 104).
Пунктом 2 постановления обязанность по заключению с ФИО55 Б. договора найма служебного жилого помещения возложена на МУ "Служба заказчика", предписано дополнить пункт 14 типового договора найма служебного жилого помещения подпунктом 10, предусматривающим обязанность наймодателя заключить с нанимателем в отношении жилого помещения договор социального найма при выходе нанимателя на пенсию по старости (подпункт 10.1), по истечении 10 лет работы нанимателя в организации работодателя, либо в организации правопреемнике (подпункт 10.2).
В этот же день, 04 июля 2012 года и.о. начальника МУ "Служба заказчика" ФИО56, действующим от имени собственника жилого помещения - муниципального образования городской округ город Галич Костромской области на основании договора поручения от 01 октября 2009 года, именуемым в дальнейшем наймодатель (так указано в договоре) и ФИО57 Б. как нанимателем был подписан договор найма служебного жилого помещения.
В договоре указано на предоставление ФИО58 Б. на него и членов семьи (жена ФИО59 Б., дочь ФИО60 Б.) вышеназванного жилого помещения в связи с трудовыми отношениями ФИО61 Б. с ОГБУЗ "Галичская окружная больница" (пункты 2, 4).
Согласно пункту 5 договора он заключен на период трудовых отношений между ОГБУЗ "Галичская окружная больница" и ФИО62 Б., при этом подпункты 10, 10.1, 10.2 изложены в редакции, указанной в постановлении от 04 июля 2012 года N 560.
04 июля 2012 года и.о. начальника МУ "Служба заказчика" ФИО63 от имени наймодателя и ФИО64 Б. подписан акта приема-передачи вышеназванного жилого помещения.
То, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Галич Костромской области, в установленном законом порядке отнесено к муниципальному специализированному жилищному фонду участвующими в рассмотрении дела лицами не оспаривается. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации городского округа город Галич Костромской области от 05 февраля 2013 года N 93, свидетельством о государственной регистрации права собственности муниципального образования от 16 января 2013 года, выпиской из реестра объектов муниципальной собственности.
Встречные исковые требования о признании постановления N 560 от 04 июля 2012 года незаконным, договора найма служебного жилого помещения недействительным, администрация городского округа город Галич Костромской области, ссылаясь на ст. 168 ГК РФ, обосновывает отсутствием соответствующего решения жилищной комиссии, подписанием договора со стороны наймодателя неуполномоченным лицом (договор поручения от 01 октября 2009 года имеет отношение к заключению договоров социального найма).
Разрешая дело в соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения встречного иска.
Оценка имеющихся доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ приводит к убедительному выводу о том, что между сторонами фактически сложились отношения по найму служебного жилого помещения, а, предъявляя встречный иск, администрация городского округа город Галич Костромской области действует исключительно в целях защиты от требований ФИО65 Б., не имея цели применения последствий недействительности договора.
Так, из объяснений представителя администрации городского округа город Галич Костромской области ФИО66 Т. в суде апелляционной инстанции следует, что истец по встречному иску в случае удовлетворения его требований намерен заключить в отношении спорного жилого помещения с ФИО67 Б. договор найма служебного жилого помещения, не содержащий положений, исполнения которых требует ФИО68 Б., с самим фактом проживания семьи ФИО69. Б. в жилом помещении на условиях договора найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений ФИО70 Б. с Галичской окружной больницей согласен.
При таких обстоятельствах встречный иск администрации городского округа город Галич Костромской области удовлетворению не подлежит. Решение о предоставлении ФИО71 Б. специализированного жилого помещения принято собственником такого помещения, в постановлении N 560 указано на заключение с ФИО72 Б. договора найма служебного жилого помещения от имени наймодателя МУ "Служба заказчика", в связи с чем ошибочная ссылка в названном договоре на договор поручения от 01 октября 2009 года не свидетельствует о его заключении неуполномоченным лицом.
Кроме того, факт отсутствия соответствующего решения жилищной комиссии, исходя из показаний свидетелей ФИО73, судебная коллегия признает недоказанным. Так, свидетель ФИО74 в судебном заседании 17 июня 2014 года пояснила о том, что заявление ФИО75 Б. рассматривали на заседании жилищной комиссии (л.д. 81), свидетель ФИО76 пояснил том, что он не знает, было ли заседание жилищной комиссии (л.д. 82), а свидетель ФИО77, будучи допрошенной в судебном заседании 15 августа 2014 года, показала о том, что решение по заявлению ФИО78 Б. принимала жилищная комиссия (л.д. 112).
Иных оснований для признания постановления N 560 незаконным, а договора найма служебного жилого помещения недействительным администрацией городского округа город Галич Костромской области в ходе рассмотрения дела не приводилось.
В то же время суд апелляционной инстанции не усматривает оснований и для удовлетворения исковых требований ФИО79 Б., направленных на понуждение администрации городского округа город Галич Костромской области заключить в отношении спорного жилого помещения договор социального найма.
Толкование подпункта 10.1 пункта 14 договора найма служебного жилого помещения с учетом положений ст. 103 ЖК РФ приводит к однозначному выводу о том, что получение ФИО80 Б. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в данном случае не влечет за собой заключение в отношении спорного жилого помещения договора социального найма.
Так, на момент заключения договора найма служебного жилого помещения ФИО81 Б. уже являлся получателем досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом из объяснений самого ФИО82 Б., представителя администрации городского округа город Галич Костромской области ФИО83 Т. явно следует, что, включая рассматриваемое положение в договор, стороны имели в виду трудовую пенсию по старости, право на получение которой у лица возникает по достижении общеустановленного законом пенсионного возраста (то есть не досрочную пенсию). На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО84 Б. не состоит.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО85. Б. удовлетворению не подлежат.
В соответствии с изложенным постановленное судом первой инстанции судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО86 Б. и встречных исковых требований администрации городского округа город Галич Костромской области.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Галичского районного суда Костромской области от 15 августа 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Б. ФИО87 в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа город Галич Костромской области о возложении обязанности по заключению договора социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Администрации городского округа город Галич Костромской области в удовлетворении встречных исковых требований к Б. ФИО88 о признании постановления администрации городского округа город Галич Костромской области от 04 июля 2012 года N 560 "О предоставлении жилой площади специализированного служебного фонда Б. ФИО89, заключении договора найма" незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения от 04 июля 2012 года недействительным отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)