Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2015 N 09АП-25465/2015 ПО ДЕЛУ N А40-28305/15

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. N 09АП-25465/2015

Дело N А40-28305/15

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Цымбаренко И.Б., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу ООО "ПМ ЛАВАНДА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2015
по делу N А40-28305/15, принятое судьей Полукаровым А.В. (154-218)
по заявлению ООО "ПМ ЛАВАНДА" (ОГРН 1037739182876, Москва, Мытная, дом 46)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконными действий
при участии:
- от заявителя: Шлыков И.В. по дов. от 05.02.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2015 отказано в удовлетворении заявления ООО "ПМ ЛАВАНДА" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ Москвы) по выдаче ООО "ПМ ЛАВАНДА" 21.11.2014 и 30.12.2014 проектов дополнительного соглашения к Договору на аренду недвижимости (нежилого помещения) находящегося в собственности Москвы N 1-816/96 от 24 сентября 1996 года с указанием, о рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонд без учета НДС, без учета эксплуатационных расходов и коммунальных платежей, за 1 кв. м объекта в год стоимостью 12 471,00 (двенадцать тысяч четыреста семьдесят один рубль 00 копеек" и признании недействительным отказ Департамента городского имущества города Москвы от 29.01.2015 N 33-5-20832/14-(0)-1 в предоставлении Государственной услуги "Выдача запрашиваемого документа", а также обязании ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Обществом с ограниченной ответственностью "ПМ ЛАВАНДА" к Договору на аренду недвижимости (нежилого помещения) находящегося в собственности Москвы N 1-816/96 от 24 сентября 1996 дополнительное соглашение с измененной ставкой арендной платы на льготную установленную правительством города Москвы на 2015 год, а именно в размере 3500 (три тысячи пятьсот) рублей за 1 (один) квадратный метр в год.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что оспариваемыми действиями и отказом нарушаются права заявителя, заявитель лишается на имущественную поддержку, предоставленную субъектам малого предпринимательства Постановлением Правительства города Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление Правительства города Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП). Заявитель полагает, что в данном случае имело место заключение дополнительного соглашения об изменении срока действия договора, в рамках срока действия существующего договора на аренду недвижимости (нежилого помещения) находящегося в собственности Москвы N 1-816/96 от 24 сентября 1996, в связи с чем, проведение оценки размера арендной платы на момент заключения такого дополнительного соглашения не является обязательным, поскольку положения ФЗ "О защите конкуренции" в данном случае неприменимы.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика - Департамента городского имущества г. Москвы, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.07.2014 заявитель обратился к заинтересованному лицу с запросом N 33-5-20832/14-(0)-0 о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением объектов жилищного фонда" с просьбой подписать дополнительное соглашение к Договору о его пролонгации.
21.11.2014 заявителю выданы на руки для подписания проекты дополнительных соглашений к Договору, в разделе 8 (Прочие условия) которых указано, что "по результатам проведенной оценки, рыночная стоимость права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда без учета НДС, без учета эксплуатационных расходов и коммунальных платежей, за 1 кв. м объекта в год составляет 12 471,00 (двенадцать тысяч четыреста семьдесят один) рубль 00 копеек".
В связи с этим заявитель обратился с жалобой на действия ДГИ Москвы с просьбой о выдаче заявителю нового проекта соглашения с измененной ставкой арендной платы на льготную установленную Правительством города Москвы на 2015 год, а именно в размере 3500 рублей за 1 (Один) кв. м в год.
30.12.2014 ДГИ Москвы повторно выдал заявителю для подписания проекты дополнительных соглашений к Договору с аналогичным содержанием.
02.02.2015 ДГИ Москвы в своем ответе на жалобу заявителя, указало, что "принятие решения об определении размера арендной платы является правом правообладателя, в связи с чем Департаментом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведена индивидуальная оценка указанного помещения, по результатам которой с целью предоставления испрашиваемой Государственной услуги Департаментом 21.11.2014 и повторно 30.12.2014 выдан на руки для подписания проект дополнительного соглашения к Договору".
Полагая, что данными действиями и отказом ДГИ Москвы нарушаются права ООО "ПМ ЛАВАНДА", поскольку оно лишается права на имущественную поддержку, предоставленного субъектам малого предпринимательства Постановлением Правительства города Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", заявитель обратился в суд с требованием о признании их незаконными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Заявитель указывает, что в данном случае имело место заключение дополнительного соглашения об изменении срока действия договора, в рамках срока действия существующего договора на аренду недвижимости (нежилого помещения) находящегося в собственности Москвы, в связи с чем, проведение оценки размера арендной платы на момент заключения такого дополнительного соглашения не является обязательным, поскольку положения ФЗ "О защите конкуренции" в данном случае неприменимы.
Вместе с тем, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из этого правила перечислены в части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно части 4 статьи 53 указанного Закона (в редакции Федерального закона, действовавшего до 01.07.2013) до 1 июля 2015 года разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имуществ, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", часть 4 статьи 53 Федерального закона "О защите конкуренции" утратила силу с 01.07.2013.
Следовательно, преференция, установленная частью 4 статьи 53 Федерального закона "О защите конкуренции" не применима, поскольку правоотношения по вопросу заключения договора аренды на новый срок в рамках настоящего дела возникли после 01.07.2013 г.
При этом, следует учитывать, что право заключения на новый срок до 1 июля 2015 г. без проведения торгов договоров аренды, указанных в ч. ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота. После истечения срока, установленного ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции субъекты малого и среднего предпринимательства функционируют в равных условиях с иными арендаторами, имеющими преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок в соответствии с требованиями статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По общему правилу заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, что следует из положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно части 9 статьи 17.1 названного Закона по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В этой связи следует признать, что действия Департамента по определению рыночной арендной ставки соответствует положениям законодательства о защите конкуренции.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.08.2014 N 19491-ЕЕ/Д05И и Федеральной антимонопольной службы от 14.08.2014 АК/32618/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об определении арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов" при заключении на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированными некоммерческими организациями в рамках предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" поддержки указанных лиц размер арендной платы может определяться без учета оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано в решении суда первой инстанции, принятие решения об определении размера арендной платы является правом правообладателя, в связи с чем Департаментом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведена индивидуальная оценка указанного помещения, по результатам которой с целью предоставления испрашиваемой Государственной услуги Департаментом 21.11.2014 повторно 30.12.2014 заявителю выдан на руки для подписания проект дополнительного соглашения к Договору от 24.09.1996 N 01-00816/96.
Оспариваемые заявителем действия Департамента городского имущества города Москвы по выдаче ООО "ПМ ЛАВАНДА" 21.11.2014 и 30.12.2014 проектов дополнительного соглашения к Договору на аренду недвижимости (нежилого помещения) находящегося в собственности Москвы N 1-816/96 от 24 сентября 1996 года с указанием, о рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонд без учета НДС, без учета эксплуатационных расходов и коммунальных платежей, за 1 кв. м объекта в год стоимостью 12 471,00 (двенадцать тысяч четыреста семьдесят один рубль 00 копеек" и отказ Департамента городского имущества города Москвы от 29.01.2015 N 33-5-20832/14-(0)-1 в предоставлении Государственной услуги "Выдача запрашиваемого документа", по мнению судебной коллегии, правомерно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2015 по делу N А40-28305/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ

Судьи
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
И.А.ЧЕБОТАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)