Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 23.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10882/2015

Требование: О признании бездействия незаконным, обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица имеет двух детей, которые являются инвалидами и страдают заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. по делу N 33-10882/2015


Судья Хасанова М.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Калимуллина Р.Я. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Г.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.О. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 мая 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Г.О. к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди отказать.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Г.О. обратилась к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны с иском о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указано, что истица имеет двух детей, которые являются инвалидами и страдают заболеваниями, входящими в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"). Постановлением ИК МО г. Набережные Челны N ... от 01 ноября 2010 г. семья истицы была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как семья, имеющая ребенка-инвалида. ИК МО г. Набережные Челны отказал истице в предоставлении жилья во внеочередном порядке в связи с отсутствием свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Не соглашаясь с названным отказом и основывая свои требования на положениях ст. ст. 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, истица просила признать отказ незаконным, возложить на ИК МО г. Набережные Челны обязанность предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 120 кв. м на состав семьи из трех человек.
Истица Г.О. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представитель ответчика ИК МО г. Набережные Челны К. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Г.О. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование жалобы повторяются доводы искового заявления о том, что она принята на учет в качестве нуждающейся в жилищных условиях. Апеллянт полагает, что возложение на ответчика иным вступившим в законную силу судебным актом обязанности предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства не является основанием для отказа в удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Г.О. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям ч. ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
По делу установлено, что истица Г.О. имеет двух несовершеннолетних дочерей-инвалидов; дочь истицы Г.Р. страдает заболеванием, входящим в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Постановлением и.о. руководителя ИК МО г. Набережные Челны N ... от 01 ноября 2010 г. Г.О. с семьей в составе трех человек была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как имеющая ребенка-инвалида.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 февраля 2015 г. был удовлетворен иск прокурора г. Набережные Челны, предъявленный в интересах Г.О. и ее несовершеннолетних детей, признан незаконным отказ ИК МО г. Набережные Челны в предоставлении Г.О. земельного участка, на ответчика возложена обязанность предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия полагает вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска по существу верным.
В силу п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 того же Федерального закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 того же Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями ст. ст. 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что органы муниципальной власти в данном случае не наделены полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов в том случае, если они не являются малоимущими.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных к ИК МО г. Набережные Челны требований о предоставлении вне очереди жилого помещения является правильным, поскольку Г.О. не относится к категории малоимущих лиц.
Поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, то довод жалобы о том, что истица включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью, основанием для удовлетворения иска служить не может. Судебная коллегия отмечает, что истица не лишена права обратиться с иском к надлежащему ответчику.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что возложение на ответчика иным вступившим в законную силу судебным актом обязанности предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения, правового значения по делу не имеет.
Таким образом, решение суда следует признать по существу верным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 мая 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.О. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)