Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3908/2015

Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления.

Разделы:
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что действий по ухудшению жилищных условий он не совершал, у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N 33-3908/2015


Судья: Грошева Н.А.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 апреля 2015 года апелляционную жалобу администрации Шатурского муниципального района Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 года по делу по заявлению Ш.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ш.Д., о признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10.02.2014 N <данные изъяты>
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя администрации Шатурского муниципального района Московской области - Р.Е., Ш.Н.,

установила:

Ш.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ш.Д., <данные изъяты>, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10.02.2014 <данные изъяты>, на основании которого ее семья в составе 3-х человек (заявитель, муж - Ш.Е., сын - Ш.Д.), проживающая по адресу: <данные изъяты> была снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении с целью участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей", и исключена из списков претендентов для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 г.г.".
Свои требования заявитель мотивировала тем, что действий по ухудшению жилищных условий она не совершала; у администрации Шатурского муниципального района Московской области отсутствовали предусмотренные ст. 56 Жилищного кодекса РФ основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из изложенного, заявитель просила признать незаконным постановление администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10.02.2014 N <данные изъяты> обязать администрацию Шатурского муниципального района Московской области восстановить ее вместе с семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильем молодых семей" и по программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 г.г.".
В судебном заседании Ш.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Шатурского муниципального района Московской области - Ч. с заявлением Ш.Н. не согласилась, пояснив, что первоначально семья заявителя была неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по программе "Обеспечение жильем молодых семей", так как в 2009 году ее супруг и ребенок были перерегистрированы в другое жилое помещение, а также оформлен договор дарения доли жилого помещения. Муж и ребенок заявителя были сняты с регистрационного учета в жилом помещении, площадью 61,70 кв. м, и зарегистрированы по месту жительства в жилое помещение, площадью 47,30 кв. м, в котором на тот момент уже были зарегистрированы 4 человека. В результате этого площадь жилого помещения на одного человека составила около 6 кв. м, то есть менее учетной нормы. При постановке семьи заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не были учтены документы, в соответствии с которыми семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данный факт был выявлен при проверке жилищного дела в 2013 году.
Заинтересованное лицо Ш.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 49), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 50).
Решением Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 года заявление Ш.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Шатурского муниципального района Московской области просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 июля 2014 года решение отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении заявления Ш.Н. отказано.
Постановлением Президиума Московского областного суда от 28 января 2015 года N 36 апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ш.Е. не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя администрации Шатурского муниципального района Московской области - Р.Е., заявителя Ш.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Как установил суд первой инстанции, Ш.Н., ее супруг - Ш.Е. и сын - Ш.Д. проживают по адресу: <данные изъяты> Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 47,30 кв. м, в том числе жилая - 27,10 кв. м.
По данному адресу зарегистрированы 6 человек: Б.С., <данные изъяты> - с 26.12.1985; Б.Т., <данные изъяты> с 26.12.1985; Ш.Н., <данные изъяты> с 12.12.2001; Б.А., <данные изъяты> - с 27.06.1990; Ш.Е., <данные изъяты> - с 14.02.2009; Ш.Д., <данные изъяты> - с 14.02.2009 (л.д. 6 - 8).
До 16.02.2009 заявителю Ш.Н. (ранее Б.Н.) принадлежала 1/4 доля в праве собственности на указанное жилое помещение, которая была отчуждена ею по договору дарения в пользу матери - Б.Т. (л.д. 35).
В настоящее время собственниками названной квартиры являются Б.С., Б.Т., Б.А. (л.д. 31 - 35).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 01.04.2010 N <данные изъяты> "Об утверждении протокола N 5 заседания жилищной комиссии и рабочей комиссии по выдаче сертификатов категориям граждан, установленных федеральным законодательством, от 01.04.2010 по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении жилплощади" семья Ш.Н., состоящая из трех человек (муж - Ш.Е., 18.07.1984 года рождения, сын - Ш.Д., 09.04.2008 года рождения), признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2009 - 2012 г.г." (л.д. 11).
На основании постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 11.02.2013 <данные изъяты> молодая семья Ш.Н. включена в состав участников долгосрочной целевой программы Шатурского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 годах" (л.д. 10).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10.02.2014 от N <данные изъяты> семья Ш.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении с целью участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей", и исключена из списков претендентов для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 г.г." в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 27.04.2005 <данные изъяты> "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Шатурском районе Московской области", п. 3 раздела 1 Приложения 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" как намеренно ухудшившая жилищные условия (л.д. 9).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 21.07.2014) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 27.04.2005 N <данные изъяты> установлена учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилых помещений по договору социального найма в размере не более 9 кв. м.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
6) выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение предусмотрено в п. 23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 05.02.2004 N 51/46.
Принимая решение об удовлетворении требований Ш.Н., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установленных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия семьи Ш.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях у администрации Шатурского муниципального района Московской области не имелось.
Постановление администрации Шатурского муниципального района Московской области от 01.04.2010 <данные изъяты> которым семья Ш.Н. признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2009 - 2012 г.г.", не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Доводы представителя администрации о том, что оспариваемое заявителем постановление администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10.02.2014 N <данные изъяты> является законным, поскольку в результате отчуждения Ш.Н. принадлежащей ей 1/4 доли в квартире, площадью 47,30 кв. м, по адресу: <данные изъяты> и регистрации в 2009 году в указанном жилом помещении мужа заявителя - Ш.Е. и ее несовершеннолетнего сына - Ш.Д. были намеренно ухудшены жилищные условия семьи и, следовательно, принятие ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока являлось неправомерным, нарушающим права иных граждан, состоящих на данном учете, судебная коллегия признает несостоятельными по следующим основаниям.
Так, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства Московской области ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О).
Как следует из пояснений Ш.Н., регистрация 14.02.2009 ее мужа - Ш.Е. и несовершеннолетнего ребенка - Ш.Д. по месту жительства по адресу: <данные изъяты> где они фактически проживают с 2008 года, была вызвана конфликтными отношениями с родителями Ш.Е., в квартире которых они были зарегистрированы до 14.02.2009 (л.д. 38 - 39). Доказательства иного суду не представлены.
В результате дарения Ш.Н. принадлежащей ей 1/4 доли в квартире по адресу: <данные изъяты> она утратила лишь право собственности, а не нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого из членов ее семьи приходится общая площадь жилого помещения менее учетной нормы.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда об удовлетворении заявленных Ш.Н. требований, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы администрации Шатурского муниципального района Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Шатурского муниципального района Московской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)