Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2015 N 13АП-18812/2015 ПО ДЕЛУ N А26-3000/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N А26-3000/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 44618);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 44619);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-18812/2015) Администрации Сегежского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.06.2015 по делу N А26-3000/2015 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению Администрации Сегежского городского поселения
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания

установил:

Администрация Сегежского городского поселения (186420, Республика Карелия, город Сегежа, улица Ленина, дом 9 "А", ОГРН 1051001868917, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4 ОГРН 1091001011265, далее - ГЖИ РК, инспекция) N 263 от 31.03.2015.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой, не оспаривая свои обязательства наймодателя по отношению к муниципальному жилью, просила отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что ремонт оконной рамы должен быть произведен нанимателем за свой счет, поскольку установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол относится к текущему ремонту, и в соответствии частью 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ и п. 3.5.4 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утвержденного Госстроем России) должен осуществляться самим нанимателем.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в ГЖИ Республики Карелия от гражданина Везняка Л.Г., проживающего по адресу: город Сегежа, проезд Монтажников, дом 6, квартира 1, секция 22, поступило обращение о ненадлежащем содержании данного жилого помещения его собственником - Администрацией Сегежского городского поселения.
28.01.2015 жилищными инспекторами проведен осмотр жилого помещения, по результатам которого составлен акт, в котором отражено, что в жилой комнате расположено одно окно, рамы деревянные, двойные, внешняя оконная рама в результате длительной эксплуатации, от воздействия внешней среды деформировалась, а именно, невозможно открыть/закрыть раму. В результате деформации деревянных рам увеличились щели, недостаточное примыкание, в целях сохранения тепла нанимателем проклеены все швы. От влажности и перепадов температур наблюдается отслоение, лакокрасочного покрытия, местами древесина потемнела.
В связи с выявленными нарушениями ГЖИ Республики Карелия выдало Администрации предписание N 147 от 13.02.2015.
В ходе проверочных мероприятий инспекцией составлена справка-отчет N 56 от 31.03.2015, в котором зафиксирован факт неисполнения Администрацией предписания N 147 от 13.02.2015.
В связи с выявленным нарушением, Администрации выдано повторное предписание N 263 от 31.03.2015, в котором заявителю предписано в течение 5 рабочих дней с момента получения предписания по адресу: город Сегежа, проезд Монтажников, дом 6, квартира 1, секция 22 организовать и обеспечить выполнение работ по ремонту окна, а именно, по устранению неисправностей заполнений (щелей, примыкания) оконных коробок (рам) в указанном жилом помещении.
Администрация Сегежского городского поселения, полагая, что ненормативный правовой акт ГЖИ Республики Карелия, принятый по результатам осмотра, не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 30 ЖК РФ).
В силу пункта 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 4 статьи 30 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника.
Как видно из материалов дела, секция 22 квартиры 1 в доме 6 по проезду Монтажников в городе Сегежа находится в муниципальной собственности и передана Везняк Л.Г. в пользование в 2005 году. Администрация предоставила данное помещение в пользование гражданину Везняк Л.Г. по договору социального найма, который считается заключенным по факту пользования жилым помещением, не требуя его обязательного обличения в письменную форму и независимо от наличия или отсутствия таковой. За жилое помещение наниматель вносит плату.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Пунктом 1 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, установлено, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в (государственной, муниципальной) собственности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 указанного Типового договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Это требование корреспондирует с положением подпункта "е" пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", которое также обязывает нанимателя производить текущий ремонт жилого помещения.
Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 N 312, в приложении N 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Перечень работ, отнесенных к текущему ремонту, закреплен законодательно и не подлежит расширительному толкованию.
В оспариваемом предписании поименованы те виды нарушений порядка содержания муниципальной квартиры, свидетельствующие о необходимости их устранения путем проведения капитального ремонта, обязанность по проведению которого возложена на Администрацию, как на собственника.
Суд обоснованно не принял довод Администрации о том, что указанные в предписании виды работ относятся к текущему ремонту помещений, как не нашедший своего подтверждения. Так в акте обследования зафиксировано, что внешняя оконная рама в результате длительной эксплуатации, от воздействия внешней среды деформировалась, невозможно открыть/закрыть раму.
Указание Администрации о том, что для нормальной эксплуатации окна нанимателю лишь необходимо установить уплотняющие прокладки, противоречит акту обследования от 28.01.2015 в котором отражено, что в целях сохранения тепла нанимателем проклеены все швы. Следовательно, в данном случае необходим именно ремонт самой рамы либо ее полная замена, что относится к капитальным видам ремонта.
Кроме того, согласно приложению 3 ВСН 58-88 (р): "Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов", утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 N 312, оконные и балконные заполнения - деревянные переплеты в жилых зданиях имеют продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) - 40 лет.
Судом установлено, и подтверждается копией технического паспорта, что дом 6 по проезду Монтажников в городе Сегежа многоквартирный, пятиэтажный, построен в 1972 году; капитальный ремонт дома не проводился. Следовательно, оконные рамы в доме эксплуатируются с превышением установленного срока эксплуатации.
Доказательства того, что переданное в пользование жилое помещение в момент передачи Везняку Л.Г. отвечало всем требованиям жилищного законодательства, Администрация суду не представила, как не предоставила и доказательства ненадлежащего использования нанимателем, предоставленного ему жилого помещения.
С учетом вышеизложенного, Администрация, являясь наймодателем по отношению к Везняку Л.Г., несет бремя содержания квартиры, сданной в наем и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязана принимать участие в надлежащем его содержании и ремонте, в том числе, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Заявитель, как собственник спорной квартиры, не вправе уклоняться от содержания указанного жилого помещения сданного внаем либо перекладывать исполнение своих обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, на нанимателя квартиры.
В данном случае, ГЖИ Республики Карелия, установив нарушение статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 3, 4 статьи 30 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ, правомерно, в пределах предоставленных полномочий выдала собственнику указанной квартиры предписание об устранении выявленных нарушений (выполнению работ по надлежащему содержанию квартиры).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 июня 2015 года по делу N А26-3000/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сегежского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)