Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.06.2014 N 33-8548/2014

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. N 33-8548/2014


Судья: Емельяненко Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Кудасовой Т.А.
судей Ильинской Л.В., Шиловской Н.Ю.
при секретаре Ц.
рассмотрела в судебном заседании 19 июня 2014 года гражданское дело N 2-7199/2013 по апелляционной жалобе Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года по иску Д. к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании неправомерным решения об отказе в выплате компенсации за наем жилья.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,

установила:

Д. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в котором просит признать незаконным и недействующим со дня постановления решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от <дата> об отказе в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения <...> Д., а также обязать Главное управление МЧС России по Ленинградской области выплатить компенсацию за наем (поднаем) жилья в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 852, с <дата> по <дата> и обязать Главное управление МЧС России по <адрес> выплачивать ему компенсацию за наем (поднаем) жилья, в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, начиная с <дата> года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> он обратился к руководству Главного управления МЧС России по Ленинградской области с рапортом, в котором просил рассмотреть вопрос о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья, в порядке и размере, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 852 и Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, с приложением требуемых законом документов. <дата> руководство Главного управления МЧС России по Ленинградской области отправило запрос с прилагаемым пакетом документов в полномочный орган МЧС России по рассмотрению жилищных вопросов, которым является Северо-Западный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", с просьбой дать заключение о наличии у Д. права на получение компенсации за наем (поднаем) жилья. <дата> комиссия Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по этому вопросу постановила необоснованное решение: отказать в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на основании ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ и п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204. Отраженное в выписке из протокола N <...> от <дата> заседания вышеуказанной комиссии основание оспариваемого в деле решения: несоответствие представленного комплекта документов требованиям Постановления Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, - неприемлемо, так как представлены документы, как раз, в соответствии со списком, установленным этим нормативным актом, который прямо запрещает требовать от заявителя дополнительных документов, не предусмотренных утвержденным списком, в связи с чем истец находит указанное решение неправомерным, так как он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года исковые требования Д. удовлетворены частично. Судом постановлено признать незаконным и недействующим со дня постановления решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от <дата> об отказе в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения <...> Д., обязав ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" незамедлительно устранить выявленные нарушения законности.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец не явился о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 93), ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Д. проходит службу в Государственной пожарной службе с <дата> по настоящее время. Данный факт сторонами не оспаривается.
С <дата> Д. перевелся на службу в Главное управление МЧС России по Ленинградской области и состоит в должности начальника отделения контрольно-ревизионного управления.
<дата> истец обратился к руководству Главного управления МЧС России по Ленинградской области с рапортом, в котором просил рассмотреть вопрос о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья, в порядке и размере, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 852 и Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, с приложением требуемых законом документов.
<дата> руководство Главного управления МЧС России по Ленинградской области отправило запрос с прилагаемым пакетом документов в полномочный орган МЧС России по рассмотрению жилищных вопросов, которым является Северо-Западный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", с просьбой дать заключение о наличии у Д. права на получение компенсации за наем (поднаем) жилья.
Из материалов дела усматривается, что отраженное в выписке из протокола N <...> от <дата> заседания комиссии ответчика основанием оспариваемого в деле решения является отказ истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, в связи с тем, что претендент не состоит на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, порядок которого установлен Приказом МЧС РФ от 12.01.2012 года N 5, кроме того также указано, что истец не имеет права на получение требуемой компенсации за наем (поднаем) жилья в Санкт-Петербурге, однако основания не указаны.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (часть 2).
Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).
Указанные в ч. ч. 1, 4 этой статьи порядки и размеры, определяющие право на рассматриваемую компенсацию, на день принятия оспоренного в деле решения установлены Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах" (вместе с "Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", "Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений членам семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах".
Согласно вышеуказанным Правилам (п. 4) (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204), для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, с приложением следующих документов:
а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;
в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
Постановление Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204 устанавливает единый порядок для рассмотрения рапортов сотрудников, претендующих на получение специализированного (служебного) жилья и претендующих на получение компенсации за наем (поднаем) жилья по месту службы, вследствие непредоставления (невозможности предоставления) специализированного (служебного) жилья; наряду с чем Правительство РФ не делегирует полномочия конкретным ведомствам, предоставляющим служебное жилье, устанавливать собственные правила предоставления такого жилья и рассмотрения рапортов сотрудников на выплату компенсации с таким жильем связанной, равно, не предусматривает ведение какого-либо учета нуждающихся в служебном жилье.
Пункт 6 этих Правил (утвержденных вышеуказанным Постановлением) упорядочивает очередность рассмотрения рапортов, но ни Правительство РФ, ни Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ не требуют предварительного признания сотрудника нуждающимся в жилье; для такого сотрудника требуется представить доказательства обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, то есть отсутствие в пользовании жилых помещений по месту несения службы (что собственно будет фактическим признанием его таким нуждающимся и служит основанием для выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья - со дня такого найма, находящегося в периоде, когда сотрудник нуждался).
Соответственно изложенному, п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, устанавливает исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к соответствующему рапорту сотрудника, претендующего на выплату компенсации: среди этих документов отсутствуют документы, подтверждающие состояние сотрудника на учете нуждающихся в жилье.
Таким образом, оспоренное в деле решение компетентной комиссией ответчика противоречит Федеральному закону от 30.12.2012 года N 283-ФЗ и принятому в его развитие Постановлению Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204.
При этом надлежит отметить, что Приказ МЧС РФ от 12.01.2012 года N 5 не лишен юридической силы и обязателен к исполнению всеми сотрудниками, службами и комиссиями ведомства, между тем его реализация не должна приводить к умалению права гражданина, предоставленного ему федеральным законодателем.
Из материалов дела следует, что Д. представил в компетентную комиссию ответчика рапорт с приложениями, по списку п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204 (л.д. 11 - 21), из которых следует, что заявитель не имеет в собственности или в пользовании на условиях социального найма, равно, не является членом семьи собственника или нанимателя на условиях социального найма жилых помещений по месту прохождения службы; выше было установлено, что заявитель является сотрудником МЧС РФ; при таких обстоятельствах он вправе получать компенсацию, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, с учетом найма им жилого помещения в периоды с <дата> (л.д. 22 - 28) и с <дата> (л.д. 41 - 52).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований истца в части признания незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от <дата> об отказе в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения капитану внутренней службы Д.
Требования обязать Главное управление МЧС России по Ленинградской области выплатить заявителю компенсацию за наем (поднаем) жилья в размере, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 852, с <дата> по <дата> года, а также обязать Главное управление МЧС России по Ленинградской области выплачивать ему компенсацию за наем (поднаем) жилья в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, с <дата> года, материальному закону не противоречат, между тем истцом не было привлечено Главное управление МЧС России по Ленинградской области в качестве ответчика, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, однако это не лишает истца возможности обратиться с этими требованиями к надлежащему ответчику, с учетом того, что Главное управление МЧС России по Ленинградской области самостоятельного решения не принимало.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что истцу было отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, в связи с тем, что им не предоставлен полный пакет документов, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку обязанность по проведению проверки достоверности сведений об отсутствии у сотрудника жилых помещений для проживания находится в компетенции жилищно-бытовой комиссии.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования Д. удовлетворены. Судом постановлено решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ленинградской области от <дата> в части отказа в выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений Д. признать незаконным. Главное управление МЧС России по Ленинградской области обязано выплатить Д. компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 52 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы РФ". Указанное решение вступило в законную силу.
В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что истец и члены его семьи своего жилья не имеют, специализированное жилье ему по месту службы ответчиком не предоставлялось, доказательств обратного ответчик в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)