Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6336/2014

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец считает, что имеет право на приватизацию в связи с тем, что военный городок, в котором находится квартира, не относится к числу закрытых, а квартира не является служебной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N 33-6336/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Овсянниковой И.Н., Порохового С.П.
при секретаре Ф.Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 октября 2014 года гражданское дело по иску Г. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Т. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя Министерству обороны РФ Ф.Н.Н., представителя ФКГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений С., представителя истца М., судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указал, что ему, в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ, на состав семьи из четырех человек на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ военный городок <данные изъяты> на территории которого находится спорная квартира, был исключен из перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд Вооруженных Сил РФ. Учитывая, что в отношении данного жилого помещения в уполномоченных органах отсутствуют сведения о его регистрации в качестве служебного жилья, полагал, что пользуется данным жилым помещением на условиях социального найма и имеет право на его приватизацию. Просил признать за ним право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены. За Г. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны РФ Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что спорное жилое помещение на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N является служебным, в связи с чем, не подлежит приватизации. Доказательств, что данное служебное жилое помещение на настоящее время утратило статус служебного (специализированного), стороной истца представлено не было. Истцу и членам его семьи спорное жилое помещение предоставлялось по договору найма служебного жилого помещения, а не по договору социального найма.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны РФ представитель истца М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии истец Г. не явился, заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не направил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В заседание судебной коллегии представитель Министерству обороны РФ Ф.Н.Н., представитель ФКГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений С. просят отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учета всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Дополнительно указав, что истец Г. в связи с предоставлением служебного жилья не исключен из общего списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, продолжает состоять в данной очереди.
Представитель истца М. просит решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом поступивших на нее возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Г., стоящему вторым в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, была распределена освободившиеся трехкомнатная квартира <адрес> на состав семьи из 4 человек.
На основании договора найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ истец вселился в данную квартиру и проживает в ней по настоящее время. Из финансово-лицевого счета следует, что на момент разрешения спора в квартире зарегистрированы и проживают истец Г., его дочь ФИО.
Из справки войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что старший прапорщик Г. состоит на действительной военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Имеет выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации <данные изъяты> в календарном исчислении.
Также материалами дела подтверждено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что истец Г., как военнослужащий, по линии Министерства обороны Российской Федерации иным жилым помещением обеспечен не был, сведений о предоставлении истцу жилищных сертификатов и субсидий не имеется.
Военный городок <данные изъяты> расположенный в г. Хабаровске, до 15.09.2009 года имел статус закрытого военного городка (распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N).
Материалами дела подтверждается, что спорное жилое помещение по настоящее время является федеральной собственностью и передано в ведение и распоряжение Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, установив факт предоставления истцу и членам его семьи спорной квартиры в связи с прохождением им военной службы, при этом приняв во внимание общую продолжительность военной службы более 20 лет и наличие у истца права на обеспечение жильем в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пришел к выводу, что Г. имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Судебная коллегия с подобным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
По смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Одновременно названный Федеральный закон закрепил предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (абзацы 4 - 7 п. 1 ст. 15).
Согласно абз. 8 п. 1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Действительно, п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает право военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Аналогичный запрет на приватизацию жилых помещений в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений установлен ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, жилая площадь закрытых военных городков предназначена для обеспечения жильем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации, исключительно на период их службы или работы, а следовательно, такая жилая площадь не может быть использована в целях обеспечения военнослужащих жильем как социальной поддержки со стороны государства. Жилые помещения, находящиеся на территории военного городка, исходя из их назначения и правового режима, имеют статус служебных.
При этом утрата военным городком, в котором находятся жилые помещения, статуса закрытого, не влечет прекращение статуса служебного жилого помещения.
Как установлено ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции не учел, что жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности спорная квартира, относится к федеральной собственности, что следует из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Приложение N 1).
Уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является Министерство обороны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерству обороны Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений о включении и исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, относящегося к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации (подп. "м" п. 2).
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Таким образом, исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет прекращения статуса служебных жилых помещений до принятия соответствующего решения уполномоченным органом, а военнослужащий, которому оно было предоставлено на период службы по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не приобретает право на получение его в собственность.
В настоящем деле сведений о том, что решением Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>, исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется. Потому оснований считать, что квартира, где проживает истец, утратила статус служебного жилья, нет.
Стороной ответчика указывалось и это следует из анализа действующего законодательства, что спорная квартира предоставлялась истцу в связи и на период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, то есть не в связи с обеспечением военнослужащего Г., имеющего значительный стаж службы, жильем как социальной поддержки со стороны государства, в отношении данного жилого помещения, расположенного на территории военного городка, с истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения, на настоящий момент Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов имеет правовой интерес в отношении данной квартиры с целью ее распределения другим военнослужащим и членам их семей после освобождения семьей истца, при этом утрата военным городком, в котором находится занимаемая квартира, статуса закрытого, не влечет одновременное прекращение статуса служебного жилого помещения.
Более того, спорное жилое помещение до заключения с Г. договора служебного найма было включено постановлением мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N в число служебного жилищного фонда Дальневосточного военного округа.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что истец имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с чем постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Судебная коллегия отмечает, что отказ в удовлетворении заявленного иска не лишает истца гарантированного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений, которое должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применительно к настоящему спору, учитывая, что обязательство государства по обеспечению истца жилым помещением выполнено не было, то Г. имеет право поставить перед Министерством обороны Российской Федерации вопрос об обеспечении его жильем, но только в установленном законом порядке, в том числе с учетом специального законодательства, определяющего правовой статус военнослужащих.
Оценив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требование истца о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение удовлетворению не подлежит, поскольку спорное жилое помещение предоставлялось Г. и членам его семьи в качестве служебного и не утратило данного статуса до настоящего времени.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Т. удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску Г. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отменить, по делу вынести новое решение, которым исковые требования Г. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
И.Н.ОВСЯННИКОВА
С.П.ПОРОХОВОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)