Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 13.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1364/2015

Требование: О признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2015 г. по делу N 33-1364/2015


Судья: Лащенова Е.В.
Докладчик: Максимова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Н. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей - сирот, признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений,
поступившее по апелляционной жалобе истца Н. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 января 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Н. о признании незаконным решения администрации Калининского района г. Чебоксары от 8 октября 2014 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей - сирот, признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и обязании администрации Калининского района г. Чебоксары принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, как лица из числа детей-сирот отказать".
Заслушав доклад судьи Максимовой И.А., выслушав пояснения истца Н., его представителя К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения администрации Калининского района г. Чебоксары от 08 октября 2014 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей - сирот, признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений как лицо из числа детей-сирот.
Требования мотивированы тем, что истец отнесен к категории лиц из числа детей-сирот в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
После смерти родителей Н. постановлением администрации Янтиковского района Чувашской Республики от 31 января 2007 года его попечителем была назначена ФИО1. За истцом закреплено право пользования жилым помещением в доме N, расположенном по адресу: Чувашская <адрес>. В 2011 году указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания. В 2008 году ФИО1 зарегистрировала за ним два жилых помещения в <адрес>: комнату, общей площадью <данные изъяты> кв. м и квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м. Затем она продала указанные жилые помещения. В настоящее время истец своего жилья не имеет, зарегистрирован в комнате общежития, вынужден снимать жилое помещение. Письмом администрации Калининского района г. Чебоксары от 22 сентября 2011 года истцу отказано в постановке на учет по причине совершения им намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий. 08 октября 2014 года администрацией Калининского района г. Чебоксары истцу отказано в принятии на учет в связи с достижением 23 - летнего возраста. Считает отказ в удовлетворении его заявления незаконным, поскольку он не утратил данный статус, его право на получение жилого помещения не было реализовано до достижения им 23 лет, указывает, что попечитель ФИО1, воспользовавшись его юридической неграмотностью, приобрела на его имя жилые помещения, к которым он не имел отношения.
В судебном заседании истец Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца К. поддержала исковые требования в полном объеме и просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары И. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Н., ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95,
Постановлением главы Янтиковского района Чувашской Республики N от 19 января 2007 года попечителем несовершеннолетнего Н. назначена ФИО1. За Н. сохранено право пользования жилым помещением в доме по адресу: <адрес>, до его совершеннолетия (л.д. 8, 94).
Заключением межведомственной комиссии N от 11 мая 2011 года указанный дом признан непригодным для проживания (л.д. 10).
Из справки, выданной администрацией Можарского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики, следует, что Н. был зарегистрирован с 21 апреля 2000 года по 08 июля 2011 года по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что истец являлся собственником комнаты N площадью <данные изъяты> кв. м в <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 05 марта 2008 года, свидетельством о государственной регистрации права от 01 апреля 2008 года (л.д. 16, 41).
Указанное жилое помещение истцом продано. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности прекращено 31 июля 2008 года.
На основании договора купли-продажи от 15 июля 2008 года Н. являлся собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 августа 2008 года (л.д. 15).
05 августа 2009 года Н. продал указанное жилое помещение за 920 000 рублей (л.д. 45).
Из материалов дела усматривается, что до достижения 23 лет истец Н. обращался в администрацию Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сироты (л.д. 98).
Письмом от 23 сентября 2011 года истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям ст. 53 ЖК РФ (намеренное ухудшение жилищных условий) (л.д. 12).
Таким образом, истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в виду намеренного ухудшения своих жилищных условий.
17 сентября 2014 года Н. обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот.
08 октября 2014 года истцу отказано о включении в список лиц, нуждающихся в предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в связи с достижением 23 -летнего возраста (л.д. 14, 27).
Отказывая в удовлетворении требований Н., суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не имеют права на обеспечение жильем на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, поскольку с достижением возраста 23 лет они утрачивают статус лица из числа детей - сирот, и вследствие этого положения данного Федерального закона на них не распространяются.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Судом не установлено уважительных причин, в силу которых истец не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку до достижения 23 лет он не был принят на учет, т.к. совершил действия по отчуждению принадлежащих ему жилых помещений, ухудшив свои жилищные условия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец фактически не являлся собственником приобретенных на его имя жилых помещений, не влекут отмену судебного решения, поскольку в их подтверждение не представлено относимых и допустимых доказательств.
Поскольку истец не реализовал предоставленное ему законом право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Н.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку истца на положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста. В рассматриваемой ситуации истец, как это установлено материалами дела, обратились в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет для обеспечения жильем как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в сентябре 2014 года в возрасте 24 года. Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Н. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 января 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.БЛИНОВА

Судьи
И.В.ЮРКИНА
И.А.МАКСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)