Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5825/2014

Требование: Об обеспечении вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени истец не обеспечен жильем.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. по делу N 33-5825/2014


Судья: Харченко Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Кудряшова В.К., Сайтбурхановой Р.Х.
при секретаре Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 июля 2014 года по делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах М.А. к администрации г. Оренбурга об обеспечении вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Трофимова А.А., полагавшего, что в удовлетворении жалобы следует отказать, представителя М.А. - М.Л., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Оренбурга обратился в суд в интересах М.А., с иском к администрации г. Оренбурга, в обоснование указав, что М.С.П. совместно с сыном М.А., супругой М.Л.В., сыном супруги С.А.А. проживают в комнате N, общей площадью *** кв. м общежития, расположенного по адресу: (адрес) М.А., (дата) года рождения, является ребенком - *** и стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". До настоящего времени истец не беспечен жильем. Просил суд обязать администрацию г. Оренбурга предоставить М.А. с составом семьи 3 человека во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства.
В судебном заседании законные представители М.А. - М.С. и М.Л., прокурор Мироненко О.В. исковые требования поддержали.
Представитель администрации г. Оренбурга А., действуя по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований
Представители ответчика, и третьих лиц - Министерства социального развития Оренбургской области и Правительства Оренбургской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. В отзыве на исковое заявление администрация города Оренбурга просили в удовлетворении иска отказать.
Решением суда исковые требования прокурора города Оренбурга, действующего в интересах М.А., удовлетворены. Суд постановил: обязать администрацию г. Оренбурга предоставить М.А. с составом семьи 4 человека во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Оренбурга просит решение суда отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно частям 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Частью 2, 3 статьи 6 названного закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 6.1, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются вне очереди по решению органа местного самоуправления.
Положениями ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Из материалов дела следует, что М.С.П. и члены его семьи: М.Л.В. - жена, М.А. - сын, С.А.А. - сын жены по постановлению администрации города Оренбурга от 24.12.2012 года N 3356-п приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний" с составом семьи 4 человека.
Согласно справке ВК ГБУЗ ООКПБ N 1 М.А., (дата) года подходит под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 года об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Родителями М.А., (дата) года рождения, являются М.С.П. и М.Л.В., что подтверждается свидетельством о рождении.
Из справки от 19.03.2014 г. N ООО "Управляющая компания "Центр - ЖКХ" следует, что М.С.П. и члены его семьи: М.Л.В. - жена, М.А. - сын, С.А.А. - сын жены зарегистрированы и проживают в квартире N по адресу: (адрес).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 28 августа 2013 года М.А. на праве общей долевой собственности, доля в праве ?, принадлежит кв. N по адресу: г. (адрес), помещение коммунального заселения N, площадь которого составляет *** кв. м, то есть менее установленных норм.
Удовлетворяя иск и возлагая на ответчика обязанность по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, суд правильно исходил из того, что несовершеннолетний М.А., является ребенком - инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, в связи с чем относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Однако, судебная коллегия не соглашается с выводами суда, что жилое помещение должно быть предоставлено на состав семьи 4 человека, поскольку получателем жилищной льготы является М.А., который и вправе претендовать на отдельное жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
В связи с чем из резолютивной части решения суда подлежит исключению указание на предоставление жилого помещения на состав семьи 4 человека.
Ссылка ответчика на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, не может быть принята во внимание как не основанная на законе.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью, полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. В связи с чем доводы жалобы, что граждане подлежат обеспечению жильем за счет средств бюджета субъекта федерации, являются несостоятельными.
Доводы ответчика о недостаточности средств в бюджете в 2014 году на приобретение жилого помещения обоснованно не приняты судом, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 июля 2014 года изменить, исключить из резолютивной части решения суда указание "с составом семьи 4 человека".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)