Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2014 ПО ДЕЛУ N А45-20986/2013

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. по делу N А45-20986/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2014
Полный текст постановления изготовлен 05.05.2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей: О.Ю. Киреевой, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.И. Кардополовой
при участии представителей сторон:
от истца: Я.А. Смеречинской по дов. от 31.12.2013
от ответчика: Д.О. Константинова по дов. от 24.09.2013
от третьих лиц: Е.Г. Вырупаевой Е.Г. по дов. от 31.12.2013 (ОАО "Новосибирский завод конденсаторов"),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (07АП-2570/14) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.01.2014 по делу N А45-20986/2013 (судья А.И. Айдарова) по иску ООО "Энергопромтепло" (ОГРН 1085473005793) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ОГРН 1095406019170), при участии третьих лиц: ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" (ОГРН 1025403668828), ОАО "Элементы и конденсаторы Сибири" (ОГРН 1025403668036) о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды федерального имущества,

установил:

ООО "Энергопромтепло" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее Территориальное управление) о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды федерального имущества - имущественного комплекса объектов электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6, состоявшихся 25.10.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО "Новосибирский завод конденсаторов", ОАО "Элементы и конденсаторы Сибири" (далее ОАО "Элексиб").
Решением арбитражного суда от 31.01.2014 (резолютивная часть объявлена 27.01.2014) иск удовлетворен частично: суд признал недействительными торги, проведенные в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды федерального имущества, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Часовая, 6, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 19.09.2013 N 447-р, состоявшиеся 25.10.2013, в части права заключения договоров аренды: сооружения наружный водопровод, общей протяженностью 1 598,6 м, лот N 1, сооружения внутриплощадочная канализация, общей протяженностью 1 701,6 м, лот N 3, сооружения ливневая канализация, общей протяженностью 457,0 м, лот N 4, сооружения теплотрасса, общей протяженностью 1 617,9 м, лот N 5. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части признания недействительными торгов, проведенных в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды федерального имущества, по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Часовая, 6, в части сооружения наружный водопровод, общей протяженностью 1 598,6 м, лот N 1, сооружения внутриплощадочная канализация, общей протяженностью 1701,6 м, лот N 3, сооружения ливневая канализация, общей протяженностью 457,0 м, лот N 4, сооружения теплотрасса, общей протяженностью 1 617,9 м, лот N 5 и отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь, на то, что:
- - конкурс на право заключения договоров аренды федерального имущества проведен в соответствии с Правилами, установленными Приказом Федеральной антимонопольной службы России N 67 от 10.02.2010 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" с проведением технического обследования, состояние объектов указано в технических паспортах на объекты, в конкурсной документации;
- - истец не доказал нарушения установленных правил организации и проведения торгов, собственных имущественных прав и интересов в соответствии со ст. 65 АПК РФ; признание недействительными торгов не повлияет на передачу федерального имущества в пользование ООО "Энергопромтепло", нарушенные права не буду восстановлены при признании торгов недействительными, при признании торгов недействительными имущество из собственности РФ не выбывает;
- - суд первой инстанции неправомерно применил положения ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", распространяющую свое действие на централизованные системы водоснабжения к нецентрализованной системе горячего водоснабжения, расположенной на территории промплощадки по адресу: г. Новосибирской, ул. Часовая, 6;
- - судом не учтено, что спорное имущество создано и в реконструкции не нуждается, находится в пригодном для эксплуатации состоянии, передача федерального имущества в данном случае имущества по концессионному соглашению нецелесообразна.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
ОАО "Элексиб" в представленных в материалы дела объяснениях просит апелляционную жалобу ответчика удовлетворить, т.к. доказательства нарушения процедуры организации и проведения торгов не представлены. Истец не указал, какие именно его права как участника торгов были нарушены при организации и проведении торгов. ООО "Энергопромтепло" не направляло запрос на разъяснение конкурсной документации при проведении торгов, отсутствие заинтересованности истца в признании торгов недействительными свидетельствует об отсутствии возможности восстановления его ненарушенных прав признанием торгов недействительными.
ООО "Энергопромтепло" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, указывая на то, что для спорных объектов недвижимости установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования такими объектами - исключительно по концессионным соглашениям. Непосредственно само проведение конкурса на право заключение договора аренды, а не концессионное соглашение нарушает требования к порядку передачи прав владения и пользования сетевыми сооружениями водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, установленные законодательно. Доводы ответчика о том, что сооружения водопровод наружный, внутриплощадочная канализация, ливневая канализация, теплотрасса не являются системами централизованного энергоснабжения. Положения ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", регламентирующие передачу сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, введенных в эксплуатацию в срок, превышающий пять лет до проведения открытого конкурса, исключительно на условиях концессионных соглашений, вступили в законную силу с 08.05.2013 и действовали в период проведения конкурса. Состав конкурсной документации не включал в себя приложения в виде технических паспортов, указанных в конкурсной документации объектов. восстановление положения, существовавшего до проведения торгов с существенным нарушением закона, приведет к недействительности договоров аренды федерального имущества, заключенных с нарушением закона, в силу которых арендатор сетевых сооружений предъявляет к оплате услуги по передаче энергоресурсов по необоснованным существенно завышенным ценам.
Представитель ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" также считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, приведенным в отзыве, в том числе, ссылаясь на то, что спорные объекты, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" могли быть переданы во временное владение и пользование только путем заключения концессионного соглашения. Победитель оспариваемых торгов на момент их проведения не обладал правами владения и пользования сетями инженерно-технического обеспечения, с которыми арендованные объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения были бы неразрывно связаны. Конкурсная документация не содержала указания на наличие специальных требований к участникам конкурса, установленных с учетом норм закона о субъекте договора аренды. Довод ответчика о том, что объект - водопровод наружный является объектом нецентрализованной системы водоснабжения, не соответствует законодательству РФ и ответчик ошибочно полагает, что ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведения" не могла применяться при определении способа передачи объекта Водопровод наружный. Состав конкурсной документации не включал в себя приложения в виде технических паспортов, указанных в конкурсной документации объектов.
На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителя ОАО "Элементы и конденсаторы Сибири", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 14.02.2014 в обжалуемой ответчиком части, суд апелляционной инстанции считает его в данной части подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что распоряжением N 447-р от 19.09.2013 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области принято решение провести торги в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды, утверждена документация о конкурсе на право заключения договора аренды федерального имущества казны Российской Федерации (л.д. 26 - 27, т. 1).
19.09.2013 извещение N 190913/086797/01 о проведении конкурса, конкурсная документация были опубликованы на официальном сайте Российской Федерации "torgi.gov.ru" в сети Интернет (л.д. 29 - 36, т. 1).
Предметом конкурса являлось право заключения договоров аренды федерального имущества, а именно следующих лотов:
- - лот N 1 - сооружение наружный водопровод, общей протяженностью 1 598,6 м, реестровый номер федерального имущества (РНФИ) - П12550018272, рыночная стоимость годовой арендной платы за использование объекта аренды - 70 745 руб., без учета НДС;
- - лот N 2 - сооружение электроэнергетики (Высоковольтная кабельная линия с ЦРП, ТП, КТПН с электрощитовыми и кабельной линией 0,4 кВ), общей протяженностью 2 818,0 м, РНФИ - П12550018274, рыночная стоимость годовой арендной платы за использование объекта аренды - 209 714 руб., без учета НДС;
- - лот N 3 - сооружение внутриплощадочная канализация, общей протяженностью 1701,6 с, РНФИ - П12550018276, рыночная стоимость годовой арендной платы за использование объекта аренды - 71216 руб., без учета НДС;
- - лот N 4 - ливневая канализация, общей протяженностью 457,0 м, РНФИ - П12550018553, рыночная стоимость годовой арендной платы за использование объекта аренды - 42 458 руб., без учета НДС;
- - лот N 5 - сооружение Теплотрасса, общей протяженностью 1 617,9 м, РНФИ - П12550018277, рыночная стоимость годовой арендной платы за использование объекта аренды - 297 238 руб., без учета НДС.
В период с 19.09.2013 по 25.09.2013 был проведен конкурс на право заключения договоров аренды федерального имущества, в котором организатором конкурса на право заключения договора аренды федерального имущества - имущественного комплекса объектов электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6 выступило Территориальное управление.
Победителем в конкурсе на право заключения договоров аренды федерального имущества признано ОАО "Элексиб" согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по извещению N 190913/086797/01, опубликованному на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
Ссылаясь на то, что организатором нарушена процедура проведения и организации конкурса, передача прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения должна была быть осуществлена на основании концессионных соглашений, на отсутствие в конкурсной документации результатов обязательного технического обследования, отсутствие в критериях оценки заявок условий, необходимых для установления произвольных тарифов, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что торги в форме открытого конкурса в отношении имущества, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Часовая, 6 представленного лотами N N 1, 3, 5 проведены с нарушением ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ст. ст. 3, 4, ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 ГК РФ).
Исходя из заявленных требований и подлежащих применению в настоящем случае норм материального права, судом первой инстанции определен круг обстоятельств, входящих в предмет судебного исследования по настоящему спору: наличие нарушений правил проведения торгов, наличие нарушений прав и законных интересов истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владении и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Часть 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что в случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае, если срок, определяемый как. разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передана прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанные выше положения законов вступили в силу 13.05.2013 в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действовали на момент опубликования извещения о проведении оспариваемых торгов в виде открытого конкурса на право заключения договоров аренды федерального имущества.
Таким образом, действующим законодательством РФ прямо установлено, что объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений, если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса.
Материалами дела (технической документацией (техническими паспортами объектов), предоставленной ответчиком), установлено, что:
- - дата ввода в эксплуатацию сооружения наружный водопровод - 1961 год;
- - дата ввода в эксплуатацию сооружения внутриплощадочная канализация - 1958 год;
- - дата ввода в эксплуатацию сооружения теплотрасса - 1958 год.
Дату ввода в эксплуатацию сооружения - ливневая канализация материалы дела не позволяют определить в связи с непредставлением технической документации.
Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию указанных выше объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет.
Следовательно, для передачи подобных объектов нормой закона прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов - по концессионным соглашениям.
Вместе с тем, Территориальным управлением доказательств соблюдения процедуры заключения концессионных соглашений, не представлено. Императивные положения, установленные ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ст. ст. 3, 4, ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях", организатором торгов не были соблюдены.
Кроме того, ни ответчиком, ни третьим лицом (ОАО "Элексиб") не представлено документов, свидетельствующих о том, что на момент проведения конкурса ОАО "Элексиб" является владельцем либо пользователем сети инженерно-технического обеспечения, а указанные объекты водоснабжения и водоотведения являются частью сети инженерно-технического обеспечения, принадлежавшей последнему, как победителю конкурса.
Поскольку процедура проведения торгов в форме открытого конкурса в отношении имущества, являющегося согласно документации лотами N N 1, 3, 5, не была соблюдена, торги были проведены с целью заключения договоров аренды федерального имущества, а не концессионных соглашений, вывод суда первой инстанции о существенном характере нарушений, что является основанием для признания торгов недействительными, соответствует действующему законодательству.
Нарушение порядка проведения торгов нарушает имущественные права и интересы истца - как основного потребителя услуг, оказываемых с использованием спорных объектов.
Водоснабжение зданий и сооружений, принадлежащих ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" на праве собственности и переданных по договору аренды ООО "Энергопромтепло", расположенных по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6, осуществляется посредством использования объектов централизованной системы холодного водоснабжения, в частности, с использованием наружного водопровода, принадлежащего на праве собственности РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что в данном случае будут восстановлены его права как владельца объектов недвижимости, подключенных к сооружениям энергоснабжения, а также потребителя энергоресурсов (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), поскольку в рамках проведенного конкурса у победителя торгов отсутствует обязанность по восстановлению и реконструкции спорных объектов, все последствия использования спорных объектов будут отнесены на арендатора. Кроме того, возможности установления необоснованных тарифов для истца как потребителя, у ОАО "Элексиб" не ограничены.
Признание торгов недействительными позволит ООО "Энергопромтепло", как участнику торгов, принять участие в последующих торгах, проведенных с соблюдением установленной процедуры, путем подачи соответствующей обоснованной заявки.
Довод подателя жалобы о том, что материалами дела не подтверждена необходимость реконструкции спорного имущества, оно находится в пригодном для эксплуатации состоянии, и то, что передача федерального имущества в данном случае имущества по концессионному соглашению нецелесообразна, подлежит отклонению.
Сам факт того, что спорное имущество не нуждается в реконструкции, не влияет на допущенные существенные нарушения процедуры проведения торгов в форме открытого конкурса.
Утверждение подателя жалобы о том, что сооружения - водопровод наружный, внутриплощадочная канализация, ливневая канализация, теплотрасса не относятся к системе централизованного энергоснабжения, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что под водоснабжением следует понимать подготовку, транспортировку и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 2). Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 14). Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28), а нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно; нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. п. 12, 13)
Водоснабжение и водоотведение в зданиях и сооружениях, принадлежащих на праве аренды ООО "Энергопромтепло", расположенных по ул. Часовая, 6, осуществляется на основании договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 226П от 20.06.1996, заключенного с гарантирующим поставщиком МУП г. Новосибирска "Горводоканал", подключены к сетям водоснабжения и водоотведения МУП г. Новосибирска "Горводоканал" и неразрывно с ними связаны, в связи с чем можно сделать вывод о том, что указанные сооружения являются объектами централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Принимая во внимание особенности эксплуатации спорных объектов энергоснабжения и государственного регулирования деятельности с их использованием, установление существенного нарушения процедуры проведения конкурса на право заключения договоров аренды с указанными объектами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части, обжалуемой Территориальным управлением, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.01.2014 по делу N А45-20986/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
И.И.ТЕРЕХИНА

Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
О.Б.НАГИШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)