Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5479/14

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N 33-5479/14


Судья Луханина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Д.С., Б.С.С., к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации города Алейска Алтайского края о предоставлении квартиры на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционным жалобам ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения Б., его представителя Ж., судебная коллегия

установила:

Б., действующий от своего имени и в интересах несовершеннолетних Б.Д.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, Б.С.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, обратился с иском к вышеуказанным ответчикам, в ходе рассмотрения дела изменял свои требования, просил признать предоставление ему квартиры номер *** по <адрес>, дом номер *** в <адрес> и проживание в указанном жилом помещении на условиях социального найма; признать право долевой собственности (по 1/3 доле каждому) в порядке приватизации на <данные изъяты> квартиру номер *** по адресу: <адрес> за ним и его дочерьми Б.Д.С., Б.С.С.
В обоснование иска указал, что он и члены его семьи проживают в <адрес>. Квартира была предоставлена Алейской КЭЧ (ранее в/ч 12436, затем 63 КЭЧ) на состав семьи из 3-х человек ДД.ММ.ГГ (ордер на вселение номер *** от ДД.ММ.ГГ). Договор социального найма жилого помещения не оформлялся. На основании Приказа Министра Обороны России от 17 декабря 2010 года N 1871 ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является правопреемником Алейской квартирно-эксплуатационной части, в оперативном управлении которой находился жилой фонд закрытого военного городка <адрес> (распоряжение Правительства РФ номер 752-р от 01 июня 2000 года). Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ номер *** военный городок <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков, поэтому приватизация жилых помещений в нем осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
ДД.ММ.ГГ истец и члены его семьи обратились к начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, начальнику ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений МО РФ с заявлением о передаче им в долевую собственность (по 1/3 доле каждому) в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, приложив все необходимые документы. От начальника ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" МО РФ поступил ответ (исх. номер *** от ДД.ММ.ГГ), согласно которому истцу отказано в заключении договора на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации, так как этот орган власти не уполномочен совершать указанные действия. Больше никаких ответов на заявление истец не получил.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Ж. просил учесть, что отсутствует решение о включении квартиры в число служебных жилых помещений, представленная архивная копия решения не подписана.
Представитель Администрации <адрес> П. просила в иске отказать, так как спорная жилая площадь является служебным жилым помещением, кроме того истцом пропущен срок исковой давности для предъявления заявленных требований.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск удовлетворен, признано, что квартира номер *** дома номер *** по <адрес> была предоставлена и использовалась Б. на условиях социального найма.
За Б., Б.Д.С., Б.С.С. признано право общей долевой собственности (по 1/3 доле за каждым) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИМ" Минобороны России) просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в качестве служебного, поскольку жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил предназначены для обеспечения жильем исключительно военнослужащих на период их службы, а не гражданских лиц. Исключение военного городка из числа закрытых не влечет изменение статуса жилого помещения как служебного, соответствующее решение Министерством обороны не принималось.
ФГКУ "Сибирское ТУИМ" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан и совершению иных действий, связанных с приватизацией жилого фонда; владеет имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом с согласия собственника. Жилищный фонд Вооруженных сил РФ является собственностью Российской Федерации. Правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ, осуществляет Министерство обороны РФ.
Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указано, что решение об исключении жилого помещения, где проживают истцы, из числа служебных не принималось. В настоящее время принятие такого решения запрещено.
Министерство обороны РФ не обладает полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, а также по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности. Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В перечень предоставленных Минобороны России полномочий не включены полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации.
Ответчики в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о судебном разбирательстве.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ст. 214, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным Указом Президента РФ, определен перечень полномочий Минобороны России, в том числе управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением (пп. 68 п. 7 Положения).
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченным органом Минобороны России по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых отнесено, в том числе, ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что Минобороны России является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ, который может осуществлять свои полномочия через свои органы управления и специализированные организации.
Судом установлено, что жилое помещение - <адрес> (до переименования <адрес>) в <адрес> было предоставлено Б. на состав семьи из трех человек по ордеру *** от ДД.ММ.ГГ, где не отражено наличие у квартиры статуса служебной, либо срочный характер договора найма жилого помещения (л.д. 14). При этом, как следует из пояснений истца, договор найма жилого помещения в письменной форме с ним не заключался.
Согласно выписке из поквартирной карточки, Б. зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГ его дочери Б.Д.С. и Б.С.С. - соответственно с ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ (л.д. 16).
В соответствии с выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГ, выданной начальником Алейского РЭУ N 01, дом по <адрес> принадлежит департаменту имущественных отношений МО РФ, лицевой счет открыт на Б. (л.д. 15).
В порядке, предусмотренном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ДД.ММ.ГГ истец обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения (л.д. 24).
В ответе ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России от ДД.ММ.ГГ (л.д. 27) указано, что уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации.
Удовлетворяя исковые требования об определении правовой природы отношений по использованию истцом и членами его семьи спорной квартиры как договора социального жилищного найма и о признании за истцами права собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что истцы ранее не принимали участие в приватизации, зарегистрированы в спорной квартире, жилое помещение было предоставлено уполномоченным органом для постоянного проживания, без установления срока договора, истцы выразили в установленном порядке намерение приватизировать квартиру, однако их право на приватизацию нарушено, поскольку спорная квартира в собственность истцов в установленный срок после обращения с заявлением не передана.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, являются законными и подтверждены исследованными доказательствами.
В соответствии со ст. 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных Республик, утвержденных Законом СССР от 08.12.1961, предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. Пользование жилым помещением в этих домах оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР "Об упорядочении использования ведомственных и служебных жилых помещений" от 29.06.1962 на районный Совет депутатов трудящихся была возложена обязанность по руководству жилищным и коммунальным хозяйством, а также распределением жилищного фонда.
Согласно ст. 297 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений, а определенным категориям работников - в соответствии с законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
В материалах дела имеется архивная копия решения исполнительного комитета Алейского городского Совета депутатов трудящихся Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 14, которым утвержден список служебных квартир для работников КЭЧ в домоуправлении N 9. В этом списке, в числе прочего, значится <адрес> (в дальнейшем переименована в <адрес>), предоставленная дворнику КЭЧ (л.д. 57-60). При этом согласно протоколу *** заседания исполкома от ДД.ММ.ГГ (л.д. 62-66) решался вопрос не о включении квартиры в число служебных помещений, а о выделении служебной жилой площади для рабочих и служащих КЭЧ.
Доказательств принятия уполномоченным органом решения о включении спорной квартиры в число служебных не представлено.
На момент предоставления в ДД.ММ.ГГ Б. и членам его семьи спорной квартиры жилищные отношения регулировались Жилищным кодексом РСФСР.
Согласно ст. ст. 7, 105, 106 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, указанным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
В данном случае, как указано выше, истцу выдавался ордер, подтверждающий право постоянного проживания в квартире, а не ордер на служебное жилое помещение. Договор срочного найма служебного жилого помещения с истцом не заключался. В связи с этим суд обоснованно указал в решении, что истец не был поставлен в известность о том, что предоставленная ему квартира является служебной, соглашение о срочном характере договора жилищного найма сторонами не достигнуто.
По сведениям, указанным 2 отделом ФГКУ "Центррегионжилье" в ответе на заявление истца (л.д. 23), жилое помещение по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что спорная квартира была предоставлена истцу и членам его семьи на условиях договора социального жилищного найма.
Ссылка ответчиков на то обстоятельство, что жилой фонд Вооруженных Сил России является служебным, поскольку предназначен для обеспечения жильем исключительно военнослужащих на период их службы, несостоятельна, так как не основана на законе.
Довод жалобы Министерства обороны РФ о том, что данный ответчик является ненадлежащим, отклоняется судебной коллегией по вышеизложенным основаниям. Довод ФГКУ "Сибирское ТУИМ" о необоснованном привлечении его в качестве ответчика, не влияет на законность решения, поскольку круг ответчиков определен истцом, надлежащие ответчики привлечены к участию в деле. Кроме того, принятым решением не нарушены права ФГКУ "Сибирское ТУИМ".
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 31 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)