Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "ОЛТЭР": Шпакова С.А. (дов. от 01.12.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства: Пухляковой О.В. (дов. N 77-30-29/4 от 25.12.2014 г.);
- рассмотрев 08 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ОЛТЭР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-143196/2014
по заявлению общества ограниченной ответственностью "ОЛТЭР" (ОГРН 1027700084103; 142703, Московская область, г. Видное, ул. Донбасская, д. 2, стр. 1)
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (ОГРН 1117746349731; 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 8/1, стр. 1)
о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении N 05-07-14-70 от 07 августа 2014 г.,
установил:
в период с 06 июня 2014 г. по 07 июля 2014 г. на основании приказа Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, комитет, административный орган, ответчик) "О проведении внеплановой документарной проверки общества ограниченной ответственностью "ОЛТЭР" (далее - ООО "ОЛТЭР", общество, заявитель) N 01-06-97/4 от 28 мая 2014 г. должностными лицами комитета была проведена внеплановая документарная проверка ООО "ОЛТЭР" с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданки Дергач Кристины Ивановны (далее - Дергач К.И) N 77-20-707/4 от 26 мая 2014 г. о нарушении обществом Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом участии в строительстве) при строительстве жилых домов, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Мытная, вл. 40-44 (далее - объект).
03 июня 2014 г. Москомстройинвестом в адрес ООО "ОЛТЭР" направлено письмо (запрос) N 77-22-793/4 о предоставлении документов и сведений, связанных со строительством объектов, а также договорных отношений с гражданами по указанному выше адресу.
Указанное письмо (запрос) и приказ были получены ООО "ОЛТЭР" 03 июня 2014 г., что подтверждается отметкой о его получении, проставленной на копии запроса.
С сопроводительным письмом N 143/14-юр (исх.) от 19 июня 2014 г. ООО "ОЛТЭР" были представлены запрашиваемые административным органом документы и сведения.
В ходе проведения документарной проверки Москомстройинвестом установлено, что ООО "ОЛТЭР" запрашиваемые комитетом сведения и документы представлены не в полном объеме.
При этом согласно информации из представленного обществом реестра, ООО "ОЛТЭР" заключило на 19 июня 2014 г. всего 474 договора по привлечению денежных средств граждан на строительство объекта.
Во II квартале 2014 года ООО "ОЛТЭР" зарегистрировало в Управлении Росреестра по Москве 3 договора участия в долевом строительстве (от 17 апреля 2014 г. N 1-11-2/МРТ; от 29 апреля 2014 г. N 3-15-1/МТ и от 24 мая 2014 г. N 1-13-2/МТ).
Согласно ежеквартальной отчетности застройщика за I квартал 2014 года об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (вх. N 77-24-55/4-285 от 30 апреля 2014 г.), ООО "ОЛТЭР" с начала строительства заключило 434 договора участия в долевом строительстве.
На основании проведенного сравнительного анализа Реестра и ежеквартальной отчетности за I квартал 2014 административным органом установлено, что ООО "ОЛТЭР" представило в Москомстройинвест недостоверные сведения, а именно: согласно реестру ООО "ОЛТЭР" с начала строительства по 31 марта 2014 г. заключило 471 договор (474 договора, указанных в реестре, - 3 договора, заключенных во II квартала 2014, что равняется 471 договору). Согласно ежеквартальной отчетности за I квартал 2014, представленной в Москомстройинвест, ООО "ОЛТЭР" с начала строительства по 31 марта 2014 г. заключило 434 договора участия в долевом строительстве, что не соответствует сведениям из представленного реестра.
Таким образом, ООО "ОЛТЭР" представило в Москомстройинвест сведения и документы не в полном объеме, что является нарушением пункта 4 части 6 статьи 23 Закона о долевом участии в строительстве.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N 76/14 от 26 июня 2014 г.
На основании полученных данных 09 июля 2014 г. в отношении ООО "ОЛТЭР" был составлен протокол об административном правонарушении N 05-07-14-70-01.
07 августа 2014 г. Москомстройинвестом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-07-14-70, которым ООО "ОЛТЭР" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ОЛТЭР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ОЛТЭР" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, и на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемым отношениям и, следовательно, имеются основания для освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Также указал на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ОЛТЭР" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Москомстройинвеста против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется в данное время строительство.
Согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 указанного закона уполномоченный орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действия, связанные с непредставлением лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на наличие в действиях ООО "ОЛТЭР" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, поскольку обществом не в полном объеме были представлены запрашиваемые сведения и документы, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, что является нарушением требований пункта 4 части 6 статьи 23 Закона о долевом участии в строительстве. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности Москомстройинвестом соблюден. Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "ОЛТЭР" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
Вина ООО "ОЛТЭР" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о долевом участии в строительстве, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на отсутствие установленных подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с названной нормой основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Как установлено судами, внеплановая документарная проверка ООО "ОЛТЭР" была проведена на основании обращения гражданки Дергач К.И. N 77-20-707/4 от 26 мая 2014 г.
В Законе N 294-ФЗ не дается понятие термина "потребитель" для целей применения данного Федерального закона. В связи с этим, по общему правилу, термин "потребитель" используется в значениях, установленных иными законодательными и подзаконными актами.
Для целей применения законодательства о защите прав потребителей термин "потребитель" раскрывается в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в соответствии с нормами которого: "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
Гражданка Дергач К.И., имея намерения приобрести квартиру в жилом комплексе "Sky house" по адресу: г. Москва, ул. Мытная, вл. 40 - 44 исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, является потребителем.
При изложенных обстоятельствах приведенный довод подлежит отклонению.
Доводы кассационной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения также не могут служить основанием для отмены судебных актов.
В обжалуемых судебных актах дана мотивированная оценка доводам общества о малозначительности совершенного им правонарушения. Эти доводы отклонены судами с учетом конкретных обстоятельств дела.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы общества о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 г. по делу N А40-143196/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ОЛТЭР" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
О.В.ДУДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2015 N Ф05-8190/2015 ПО ДЕЛУ N А40-143196/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ за представление сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не в полном объеме.Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 г. по делу N А40-143196/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "ОЛТЭР": Шпакова С.А. (дов. от 01.12.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства: Пухляковой О.В. (дов. N 77-30-29/4 от 25.12.2014 г.);
- рассмотрев 08 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ОЛТЭР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-143196/2014
по заявлению общества ограниченной ответственностью "ОЛТЭР" (ОГРН 1027700084103; 142703, Московская область, г. Видное, ул. Донбасская, д. 2, стр. 1)
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (ОГРН 1117746349731; 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 8/1, стр. 1)
о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении N 05-07-14-70 от 07 августа 2014 г.,
установил:
в период с 06 июня 2014 г. по 07 июля 2014 г. на основании приказа Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, комитет, административный орган, ответчик) "О проведении внеплановой документарной проверки общества ограниченной ответственностью "ОЛТЭР" (далее - ООО "ОЛТЭР", общество, заявитель) N 01-06-97/4 от 28 мая 2014 г. должностными лицами комитета была проведена внеплановая документарная проверка ООО "ОЛТЭР" с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданки Дергач Кристины Ивановны (далее - Дергач К.И) N 77-20-707/4 от 26 мая 2014 г. о нарушении обществом Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом участии в строительстве) при строительстве жилых домов, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Мытная, вл. 40-44 (далее - объект).
03 июня 2014 г. Москомстройинвестом в адрес ООО "ОЛТЭР" направлено письмо (запрос) N 77-22-793/4 о предоставлении документов и сведений, связанных со строительством объектов, а также договорных отношений с гражданами по указанному выше адресу.
Указанное письмо (запрос) и приказ были получены ООО "ОЛТЭР" 03 июня 2014 г., что подтверждается отметкой о его получении, проставленной на копии запроса.
С сопроводительным письмом N 143/14-юр (исх.) от 19 июня 2014 г. ООО "ОЛТЭР" были представлены запрашиваемые административным органом документы и сведения.
В ходе проведения документарной проверки Москомстройинвестом установлено, что ООО "ОЛТЭР" запрашиваемые комитетом сведения и документы представлены не в полном объеме.
При этом согласно информации из представленного обществом реестра, ООО "ОЛТЭР" заключило на 19 июня 2014 г. всего 474 договора по привлечению денежных средств граждан на строительство объекта.
Во II квартале 2014 года ООО "ОЛТЭР" зарегистрировало в Управлении Росреестра по Москве 3 договора участия в долевом строительстве (от 17 апреля 2014 г. N 1-11-2/МРТ; от 29 апреля 2014 г. N 3-15-1/МТ и от 24 мая 2014 г. N 1-13-2/МТ).
Согласно ежеквартальной отчетности застройщика за I квартал 2014 года об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (вх. N 77-24-55/4-285 от 30 апреля 2014 г.), ООО "ОЛТЭР" с начала строительства заключило 434 договора участия в долевом строительстве.
На основании проведенного сравнительного анализа Реестра и ежеквартальной отчетности за I квартал 2014 административным органом установлено, что ООО "ОЛТЭР" представило в Москомстройинвест недостоверные сведения, а именно: согласно реестру ООО "ОЛТЭР" с начала строительства по 31 марта 2014 г. заключило 471 договор (474 договора, указанных в реестре, - 3 договора, заключенных во II квартала 2014, что равняется 471 договору). Согласно ежеквартальной отчетности за I квартал 2014, представленной в Москомстройинвест, ООО "ОЛТЭР" с начала строительства по 31 марта 2014 г. заключило 434 договора участия в долевом строительстве, что не соответствует сведениям из представленного реестра.
Таким образом, ООО "ОЛТЭР" представило в Москомстройинвест сведения и документы не в полном объеме, что является нарушением пункта 4 части 6 статьи 23 Закона о долевом участии в строительстве.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N 76/14 от 26 июня 2014 г.
На основании полученных данных 09 июля 2014 г. в отношении ООО "ОЛТЭР" был составлен протокол об административном правонарушении N 05-07-14-70-01.
07 августа 2014 г. Москомстройинвестом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-07-14-70, которым ООО "ОЛТЭР" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ОЛТЭР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ОЛТЭР" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, и на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемым отношениям и, следовательно, имеются основания для освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Также указал на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ОЛТЭР" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Москомстройинвеста против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется в данное время строительство.
Согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 указанного закона уполномоченный орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действия, связанные с непредставлением лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на наличие в действиях ООО "ОЛТЭР" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, поскольку обществом не в полном объеме были представлены запрашиваемые сведения и документы, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, что является нарушением требований пункта 4 части 6 статьи 23 Закона о долевом участии в строительстве. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности Москомстройинвестом соблюден. Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "ОЛТЭР" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
Вина ООО "ОЛТЭР" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о долевом участии в строительстве, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на отсутствие установленных подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с названной нормой основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Как установлено судами, внеплановая документарная проверка ООО "ОЛТЭР" была проведена на основании обращения гражданки Дергач К.И. N 77-20-707/4 от 26 мая 2014 г.
В Законе N 294-ФЗ не дается понятие термина "потребитель" для целей применения данного Федерального закона. В связи с этим, по общему правилу, термин "потребитель" используется в значениях, установленных иными законодательными и подзаконными актами.
Для целей применения законодательства о защите прав потребителей термин "потребитель" раскрывается в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в соответствии с нормами которого: "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
Гражданка Дергач К.И., имея намерения приобрести квартиру в жилом комплексе "Sky house" по адресу: г. Москва, ул. Мытная, вл. 40 - 44 исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, является потребителем.
При изложенных обстоятельствах приведенный довод подлежит отклонению.
Доводы кассационной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения также не могут служить основанием для отмены судебных актов.
В обжалуемых судебных актах дана мотивированная оценка доводам общества о малозначительности совершенного им правонарушения. Эти доводы отклонены судами с учетом конкретных обстоятельств дела.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы общества о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 г. по делу N А40-143196/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ОЛТЭР" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
О.В.ДУДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)