Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10797/2015

Требование: О признании незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения и обязании заключить договор найма служебного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что он является военнослужащим и проходит военную службу по контракту, состоит на учете лиц, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, решением ему на семью распределено для заселения спорное жилое помещение, при обращении к ответчику о заключении договора найма служебного жилого помещения было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 года


Судья: Самсонова А.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Байдаевой Л.В.,
судей Беленкова В.И., Киреевой И.В.,
при секретаре ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Электросталь Московской области на решение Электростальского городского суда Московской области от 09 февраля 2015 года по делу по иску ФИО к Администрации городского округа Электросталь Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения и обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Байдаевой Л.В.,
объяснения представителя администрации г.о. Электросталь Московской области - ФИО, ФИО,

установила:

ФИО обратился в суд с иском к Администрации г.о. Электросталь о признании незаконным решения Администрации г.о. Электросталь от <данные изъяты> N <данные изъяты>, обязании ответчика заключить с истцом на состав семьи 3 человека (жена - ФИО, дочь - ФИО) договор найма служебного помещения - квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование иска указал, что он является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в должности начальника <данные изъяты> военного представительства Министерства обороны РФ, выслуга <данные изъяты>. С <данные изъяты> состоит на учете лиц, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями. Решением N <данные изъяты> от <данные изъяты>. ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" ему на семью их 3 человек распределено для заселения спорное жилое помещение со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения. Ранее данное жилое помещение занимал военнослужащий. Для вселения в указанное жилое помещение требуется заключение договора найма служебного жилого помещения. <данные изъяты> ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" обратилось к Администрации г.о. Электросталь с ходатайством о вынесении решения о заключении договора найма служебного жилого помещения. <данные изъяты> письмом за <данные изъяты> ему было отказано в заключении договора. Считает, что данное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и права членов его семьи на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
ФИО в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Администрации г.о. Электросталь Московской области в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Третьи лица ФИО, представители Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения как постановленного в соответствии с положениями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
По смыслу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с указанной нормой жилищного права, а также положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений", вопрос установления (изменения) статуса служебного жилого помещения относится к компетенции собственника жилищного фонда (органа местного самоуправления).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи регламентировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из положений ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Между тем, необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право военнослужащего на повторное заселение освободившегося жилого помещения.
Реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - "военнослужащих" и членов их семей.
Определением Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Как следует из материалов дела, ФИО является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в должности начальника <данные изъяты> военного представительства Министерства обороны РФ, воинское звание - <данные изъяты>, при этом, с <данные изъяты>. он с семьей включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы.
Судом установлено, что Решением 1-го отдела ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" N <данные изъяты> от <данные изъяты>. ФИО с семьей, состоящей из трех человек (он, супруга ФИО, дочь ФИО) распределено жилое помещение - трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебной жилой площади (л.д. 34).
Указанная квартира относится к объектам, составляющим казну муниципального образования на основании Решения Совета депутатов г. Электросталь Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Между тем, из материалов дела следует, что ранее спорное жилое помещение занимал другой военнослужащий (ФИО), который на момент рассмотрения дела в суде освободил спорное жилое помещение.
<данные изъяты> ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" обратилось к Главе Администрации г.о. Электросталь с ходатайством о вынесении решения о заключении договора найма служебного жилого помещения со ФИО на семью из 3-х человек на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 83,8 кв. м, расположенную по адресу: <данные изъяты>, со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
На указанное обращение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" и истца ФИО о заключении договора найма служебного жилого помещения в отношении распределенной квартиры ответчик ответил отказом.
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, п. п. 1, 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 19, 100 ЖК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, верно указав, что предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта.
Доказательств того, что спорная квартира передана другому военнослужащему и не является свободной, материалы дела не содержат. Ответчик не оспаривает, что ранее жилое помещение занимал военнослужащий.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
При разрешении вопроса о предоставлении истцу спорной квартиры ответчик не лишен возможности разрешить одновременно вопрос о придании спорному жилому помещению в установленном порядке статуса "служебного".
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении содержатся мотивированные выводы, с которыми согласилась судебная коллегия.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Электростальского городского суда Московской области от 09 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Электросталь Московской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)