Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8524-2014

Требование: О выселении из служебного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчик был уволен со службы из органов наркоконтроля, поэтому он и члены его семьи были обязаны освободить служебное помещение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N 33-8524-2014


Судья: Носкова Н.В.
Докладчик: Никитина Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.
судей Никитиной Г.Н., Власкиной Е.С.
с участием прокурора Еськовой Ю.С.
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 7 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя АСП - ССА на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 16 июля 2014 года, которым исковые требования УФСКН России по НСО к АСП, АОС, АНВ о выселении из служебного жилого помещения удовлетворены.
Выселены без предоставления другого жилого помещения АСП, АОС, АНВ из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении встречных исковых требований об обязании УФСКН по НСО предоставить АСП квартиру по адресу <адрес> на условиях социального найма и обязании заключить с АСП договор социального найма указанного жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения представителя АСП - ССА, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УФСКН России по НСО - ЧЯР, заключение прокурора Еськовой Ю.С., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

УФСКН по НСО обратилось в суд с иском к АСП, АОС, АНВ о выселении из служебного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований представитель указал, что спорная квартира по адресу: <адрес> принадлежит Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области на праве оперативного управления, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации. 27.11.2009 года сотрудником Управления АСП был подан рапорт о принятии его на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении. На основании данного заявления жилищной комиссией Управления 13.03.2012 года было принято решение о предоставлении ему спорной служебной квартиры.
19.03.2012 года между Управлением и АСП был заключен договор найма служебного жилого помещения N, в соответствии с которым АСП и членам его семьи для временного проживания на период прохождения службы в Управлении предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности состоящее из спорной квартиры.
Согласно п. 4 Договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи АОВ - дочь.
Приказом ФСКН России от 23.08.2013 N АСП был уволен со службы, приказом от 05.09.2013 года исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля.
Из договора найма жилого помещения также усматривается, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В этом случае наниматели должны освободить жилое помещение. В случае отказа граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ.
Действующим законодательством также предусмотрена обязанность нанимателя служебного помещения освободить его в том числе и при увольнении со службы, а в случае отказа данные лица подлежат выселению. Оснований для исключений в данном случае не имеется.
Согласно выписки из домовой книги в спорной жилом помещении проживают АСП, АОС (дочь) и АНВ (внук).
25.12.2013 года АСП и членам его семьи было направлено письмо о необходимости освободить жилое помещение в соответствии с условиями договора найма служебного жилого помещения.
До настоящего времени АСП и члены его семьи вышеуказанное служебное помещение добровольно не освободили.
В связи с чем просили выселить без предоставления другого жилого помещения АСП, АОС, АНВ из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
АСП обратился в суд со встречным иском, в котором просил обязать УФСКН по НСО предоставить АСП квартиру по адресу <адрес> на условиях социального найма и обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма указанного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что согласно п. 126 "Положения о правоохранительной служб в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 года N 613 "За сотрудниками и лицами, уволенными со службы в органах наркоконтроля, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении) а также за семьями сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений независимо от их размера". При увольнении со службы АСП имел необходимую выслугу 22 года 04 месяца 19 дней. Конкретный механизм реализации указанного права истца на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений данным Указом Президента РФ не предусмотрен. Несмотря на отсутствие конкретного механизма реализации, предоставленное истцу право на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений, как отдельный вид дополнительных социальных гарантий, должно быть реализовано с учетом специального правового статуса сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предоставляет дополнительные социальные гарантии, в том числе и по обеспечению жильем.
ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены социальные гарантии сотрудникам органов, в том числе и по обеспечению жилым помещением. Обеспечение жилыми помещениями предусмотрено в следующих формах: единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (ст. 4 Закона); предоставление жилого помещения в собственность ст. 5 Закона; предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма (ст. 6).
В силу п. 5 ст. 19 указанного закона "Лицам, на которых распространяется действие настоящего федерального закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут быть установлены дополнительные социальные гарантии, в том числе и содержащиеся в п. 126 вышеизложенного Указа Президента.
Таким образом, на основании Указа Президента от 05.06.2003 года N 613 в качестве дополнительной социальной гарантии, установленной жилищным законодательством, за истцом сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность занимаемого жилого помещения.
Отсутствие механизма закрепления жилого помещения не должно ущемлять жилищные права истца, уволенного со службы в органах наркоконтроля, имеющего выслугу более 20 лет.
Поскольку предоставление в собственность спорного жилого помещения возможно только в порядке приватизации, для обеспечения гарантий истца необходимо предоставление истцу данного помещения на условиях договора социального найма. Причем право на безвозмездное закрепление в собственность занимаемого жилого помещения согласно п. 126 Указа Президента РФ не зависит он наличия либо отсутствия у истца статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также от статуса занимаемого жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен АСП
В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований первоначального иска и об удовлетворении его встречных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указал, что судом неправильно было определено, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, является статус жилого помещения АСП и наличие у АСП оснований для передачи ему в собственность жилого помещения, предусмотренных ст. 5 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Данными основаниями, согласно ст. 5 указанного закона, являлось бы наличие у АСП инвалидности I или II групп, которая наступила бы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, а также наличие у АСП права на единовременную социальную выплату в соответствии с частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, а право на единовременную социальную выплату предоставлялось бы АСП при наличии также ряда определенных условий.
Никаких указанных выше обстоятельств судом не выяснялось при рассмотрении дела. Судом были неправильно определены в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела сведения о том, что АСП за время прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения не вставал, а также не состоял на учете сотрудников, а также лиц, уволенных со службы в ФСКН России в связи с выходом на пенсию, нуждающихся в жилых помещениях, что было указано судом в решении.
Судом установлено, и отражено в решении, что у АСП нет права на предоставление ему жилого помещения, предусмотренного 126 "Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613, а также нет оснований для предоставления ему жилого помещения, со ссылкой на ст. 5 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". При этом, отсутствие у АСП указанных оснований для предоставления ему жилого помещения не выяснялось судом и не доказывалось сторонами.
Наличие у супруги АСП квартиры по адресу: <адрес>, где она проживает одна, что подтверждено документально, никак должно влиять на право получения единовременной социальной выплаты, согласно указанной норме закона, так как проживая отдельно, с позиции закона, супруг формально даже не является членом семьи.
Судом не были применены нормы материального права, подлежащие применению - ст. 5 ЖК РФ, ст. 19 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 126 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613.
На основании Указа Президента РФ от 05.06.2003 г., N 613, в качестве дополнительной социальной гарантии, установленной жилищным законодательством, за истцом сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность занимаемого жилого помещения.
Ст. 5 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" не регулирует правоотношения истца и ответчика, так как она определяет другую категорию лиц, имеющих право на передачу им в собственность занимаемого жилого помещения, находящегося в государственной собственности, а также право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
АСП относится к другой категории лиц, имеющих право на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения, как сотрудник органа по контролю за оборотом наркотиков, имеющий стаж более 20 лет.
Причем, право АСП, на безвозмездное закрепление в собственность занимаемого жилого помещения, согласно п. 126 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613, как дополнительная социальная гарантия отдельным категориям сотрудников, не зависит от наличия либо отсутствия у истца статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также не зависит от статуса занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда, в частности, служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право истца, согласно п. 126 указанного Положения, зависит только и исключительно от наличия у истца выслуги 20 лет и более, в календарном исчислении.
Судом также применена норма материального права, не подлежащая применению - ст. 2 Федерального закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 г., так как согласно данной норме приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования, занимаемые на условиях социального найма.
Установленные ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" социальные гарантии сотрудникам правоохранительных органов не являются исчерпывающими, что прямо закреплено в п. 5 ст. 19 указанного закона, следовательно, Указом Президента РФ может предоставляться право отдельных категорий лиц на передачу им занимаемого жилого помещения, что в данном случае и имеет место в п. 126 "Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613.
При наличии действующей нормы - пункта 126 "Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613, и действующей нормы ст. 5 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", суд не должен был исключать применение одной нормы, и применять другую норму, так как норма Указа Президента не противоречит норме указанного закона.
Норма Указа Президента РФ предоставляет социальные гарантии другой категории служащих - имеющих стаж более 20 лет, и не противоречит норме закона о предоставлении социальных гарантий другим категориям лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Норма закона в данном случае не устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым предоставляется право на предоставление занимаемого жилого помещения, находящегося в государственной собственности, что соответствует п. 5 ст. 19 закона.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области (далее Управление) на праве оперативного управления, является собственностью Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации, (л.д. 7-8).
Распоряжением ФСКН России от 27.12.2011 года N 609-р была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда квартира, находящаяся на праве оперативного управления в У ФСКН России по НСО, расположенная по адресу <адрес>. (л.д. 11-12).
27.11.2009 года заместителем начальника УФСКН России по НСО АСП был подан рапорт о постановке его на учет по выдаче служебного жилья и выделении ему квартиры. При этом указал, что проходит службу УФКН России по НСО с 1 октября 2008 года. В настоящее время проживает с семьей в "Оздоровительном центре" ГУВД по НСО, он и члены его семьи прописаны по адресу: <адрес>. Состав его семьи включает в себя жену - АТН и дочь АОС. При этом имеет жилую площадь - трехкомнатную квартиру в г. Томске. В г. Новосибирске с ним будет проживать жена АТН (л.д. 6).
Как усматривается из протокола N 1 от 8.02.2010 года заседания жилищной комиссии УФСКН России по НСО рассмотрев данный вопрос было принято решение о постановке АСП на учет, как нуждающегося в служебном жилом помещении, (л.д. 9-10)
Решением комиссии от 13.12.2012 года УФСКН России по НСО сотруднику Управления АСП не обеспеченному жилым помещением в г. Новосибирске, предоставлено служебное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения (л.д. 13-16).
19.03.2012 года между Управлением и АСП был заключен договор найма служебного жилого помещения N 1909, в соответствии с которым АСП и членам его семьи за плату во владение и пользование для временного проживания на период прохождения службы в Управлении предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности состоящее из спорной квартиры (раздел 1).
Согласно п. 4 Договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи АОВ - дочь.
При этом, наниматель обязался при расторжении или прекращении договора освободить жилое помещение. В случае отказа наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке. Также договором закреплена обязанность предоставлять другие жилые помещения в связи с расторжением настоящего договора только гражданам, имеющим право на предоставление другого жилого помещения в соответствии со ст. 103 ЖК РФ. Договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В данном случае наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ. (раздел 4). (л.д. 17-22).
Приказом ФСКН России от 23.08.2013 N АСП был уволен со службы, приказом от 05.09.2013 года исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля, общая продолжительность службы составила 24 года 06 месяцев 27 дней, общая выслуга с учетом календарной, льготной, учебой составила 31 год 00 месяцев 08 дней, (л.д. 23-24, 43).
Однако, ответчики по первоначальному иску спорное жилое помещение не освободили, с регистрационного учета по месту жительства не сняты, что не оспаривается сторонами и подтверждается выпиской из домовой книги и ответом на запрос из УФМС по НСО (л.д. 29, 56 об).
Удовлетворяя исковые требования УФСКН России по Новосибирской области к АСП, АОС, АНВ о выселении из служебного жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, Инструкцией об организации в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной приказом ФСКН России от 24 января 2011 года, Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. N 4 "О порядке предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан", исходил из того, что в связи с окончанием срок службы договор найма спорного служебного жилого помещения является прекращенным; оснований, исключающих выселение ответчиков без предоставления иного жилого помещения, судом первой инстанции не установлено.
Кроме того, суд указал, АСП не является субъектом, на которого распространяются гарантии ФЗ от 30 декабря 2014 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ", поскольку за время прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения не вставал, не состоял на учете сотрудников, а также лиц, уволенных со службы в ФСКН России в связи с выходом на пенсию, нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, судом первой инстанции было отказано АСП в передаче квартиры в собственность ввиду отсутствия законных к тому оснований: статус жилого помещения не позволяет передать его в собственность, поскольку право собственности зарегистрировано за Российской Федерации и квартира отнесена к служебной.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, апеллянт в обоснование доводов жалобы указывает на неправильное истолкование пункта 126 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указов Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613, с чем не может согласиться судебная коллегия.
В соответствии с п. 126 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 года за N 613 за сотрудниками и лицами, уволенными со службы в органах наркоконтроля, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также за семьями сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений независимо от их размера.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном пункте указано о сохранении уже имеющегося права на безвозмездное закрепление в собственность жилых помещений, наличие которого в настоящее время и ранее, АСП суду не представлено.
В жалобе апеллянт указывает, что судом неправильно было определено, что для передачи в собственность жилого помещения обстоятельствами, имеющими значение для дела, является статус жилого помещения.
Указанный довод являлся подробным предметом проверки суда первой инстанции, который дал ему надлежащую оценку. Судебная коллегия полагает, что довод апеллянта в указанной части основан на неверном толковании материальных норм и фактических обстоятельств дела.
Суд правильно указал, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности (спорное жилое помещение находится в собственности РФ), может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального жилищного фонда.
Поскольку спорное жилое помещение относится к числу служебных и решение о выводе его из данного статуса собственником не принималось, основания для передачи его сначала на условиях договора социального найма, а затем и в собственность, у суда первой инстанции отсутствовали.
Социальные гарантии работникам УФСКН указаны в ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ", действующие нормативные акты не содержат положений, предоставляющих какие-либо льготы сотрудникам ФСКН при выселении их из служебного жилого помещения только при наличии у них определенной выслуги, в связи с чем доводы апеллянта в указанной части судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, 17 января 2013 года Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года N 4 "О порядке предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан" утверждены правила предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан.
В пункте 1 Правил указано, что они регулируют отношения, связанные с предоставлением жилого помещения в собственность имеющим в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Сведения о том, что указанные Правила предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан распространяются на сотрудников, уволенных со службы в органах наркоконтроля, имеющих выслугу 20 лет и более, данный нормативно-правовой акт не содержит.
Не содержит запрета на выселение из служебного жилого помещения вышеуказанной категории лиц и Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 16 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АСП - ССА - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)