Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3969

Требование: О прекращении договора найма жилого помещения и выселении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Приказом уполномоченного органа служебный контракт с ответчиком был расторгнут. По этой причине ответчику было предложено подписать соглашение о расторжении договора социального найма жилого помещения, однако расторгать его он отказался.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. по делу N 33-3969


судья Усанова Л.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Беляк А.С., Котовой Н.А.
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда по докладу судьи Золина М.П.
дело по апелляционной жалобе С.В.В. на решение Заволжского районного суда города Твери от 07 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области к С.В.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, С.В.Ф. о прекращении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и обязании С.В.В. и членов ее семьи освободить жилое помещение в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу удовлетворить частично.
Выселить граждан С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С.В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из занимаемого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, обязав осуществить передачу жилого помещения по акту приема-передачи в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с С.В.В. и С.В.Ф. госпошлину в бюджет муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей с каждого".
Судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к С.В.В. о прекращении договора найма жилого помещения и выселении, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением, согласно государственному контракту, в собственность Российской Федерации, была приобретена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. На основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О закреплении федерального имущества" зарегистрировано право оперативного управления на данный объект недвижимости, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРП. Протоколом N заседания жилищной комиссии Управления ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о выделении квартиры сотрудникам Управления, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Членами комиссии принято решение о выделении квартиры главному специалисту-эксперту отдела государственной регистрации по <адрес> С.В.В. Управлением ДД.ММ.ГГГГ с С.В.В. был заключен договор социального найма жилого помещения N согласно которого С.В.В. и членам ее семьи предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение - квартира. Управлением и С.В.В. ДД.ММ.ГГГГ подписано дополнительное соглашение к вышеуказанному договору в соответствии с условиями которого в квартиру вселен родитель С.В.В. - отец С.В.Ф. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ N ПЛС-N с С.В. служебный контракт расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы. По этой причине С.В.В. ДД.ММ.ГГГГ было предложено подписать соглашение о расторжении договора социального найма жилого помещения, однако, расторгать его она отказалась. Управлением ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено письмо с предложением подписать соглашение о расторжении договора в срок до ДД.ММ.ГГГГ и сдать представителю Управления. Предложение Управления С.В.В. оставлено без ответа и без исполнения.
С учетом уточнений истец просил суд: договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ прекратить; выселить С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из занимаемого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, обязав осуществить передачу жилого помещения по акту приема-передачи в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного решения.
Судом в качестве ответчика по данному делу привлечен С.В.Ф., интересы несовершеннолетнего ФИО2 представлял законный представитель ответчик С.В.В..
В судебном заседании Представитель истца В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик С.В.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик С.В.Ф., в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в судебное заседание не явился.
Прокурор в заключении указал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С.В.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях. Указывает, что согласно бюджетной смете на 2009 год были выделены денежные средства на обеспечение жильем федеральных гражданских служащих, а не приобретения жилого помещения исключительно для нужд управления; приводя свое толкование норм материального права, полагает, что Управление при заключении с ней договора социального найма действовало в рамках предоставленных собственником - Российской Федерацией полномочий; суждение суда о ничтожности указанного договора необоснованно; также суд должен был применить статью 181 ГК РФ об истечении срока исковой давности.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим суд в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы ввиду отсутствия оснований для выхода за их пределы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ответчиков С.В.В. и С.В.Ф., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя истца Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора ФИО1., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела <адрес> приобретена истцом на основании государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что приобретение квартиры для сотрудника Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области. Согласно пункту 1.4. вышеуказанного Государственного контракта квартира приобретается Покупателем в собственность Российской Федерации (право оперативного управления Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области). Согласно счету N от ДД.ММ.ГГГГ и платежного поручения N от ДД.ММ.ГГГГ Управление произвело оплату по вышеуказанному государственному контракту. Факт выделения денежных средств из федерального бюджета на приобретение спорной квартиры подтвержден бюджетной сметой на 2009 год. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ за Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области закреплено федеральное имущество: жилое помещение (квартира) общей площадью с холодными помещениями <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Таким образом судом первой инстанции установлено, что спорная квартира приобретена на средства федерального бюджета для сотрудника Управления Федеральной регистрационной службы, находится в собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области Управление не присваивало спорному жилому помещению статус специализированного жилого фонда.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области и С.В.В. заключен договор социального найма жилого помещения N.
В соответствии с указанным договором С.В.В. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности на праве оперативного управления у Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области, состоящее из одной квартиры в многоквартирном доме, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> для проживания в нем.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Статьей 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" предусмотрены основные государственные гарантии гражданских служащих. Вышеуказанной статье в качестве основной гарантии предусмотрено обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В соответствии со статьей 53 вышеуказанного Закона в качестве дополнительной государственной гарантии гражданских служащих при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных правовых норм, в порядке улучшения жилищных условий по основаниям, предусмотренным выше, подлежат предоставлению жилые помещения специализированного жилищного фонда, что исключает возможность возникновения у их нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма, либо предоставления единовременной субсидии.
С.В.В. к вышеуказанной категории не относится, ей было предоставлено жилье на основании решения жилищной комиссии Управления с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, истец - Управление к органам местного самоуправления не относится, следовательно, правом на предоставление жилья по договору социального найма не обладает. Доказательств того, что Управление уполномочивалось собственником жилого помещения - Российской Федерацией на заключение договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, в материалах дела не имеется. Правовых оснований для предоставления ответчику и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма у Управления не имелось. Поэтому у судебной коллегии нет оснований не соглашаться с выводом суда первой инстанции о недействительности спорного договора как противоречащего закону.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Довод апелляционной жалобы С.В.В. о правомерности действий истца при заключении с нею спорного договора судебная коллегия отклоняет, поскольку данный довод опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех на которые указано в апелляционной жалобе, и которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, предусмотренные статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда города Твери от 07 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.П.ЗОЛИН

Судьи
А.С.БЕЛЯК
Н.А.КОТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)