Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4682/2013

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она вместе со своим несовершеннолетним сыном проживает и состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении, регулярно оплачивает коммунальные услуги, в связи с чем, полагает, что приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и имеет право на его приватизации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-4682/2013


Судья: Вергасова С.Л.
А-20

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Ивановой О.Д.,
судей Макаровой Ю.М., Макурина В.М.,
при секретаре К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д. к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя П. - Б.,
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 28 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., к администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия

установила:

П., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Свои требования мотивировала тем, что с 24 августа 2012 года она вместе со своим несовершеннолетним сыном Д. проживает и состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении. 13 августа 2012 года между истицей и администрацией Свердловского района г. Красноярска заключен типовой договор найма жилого помещения на комнату N общежитии в доме N <адрес>. Финансово-лицевой счет на спорное жилое помещение открыт на имя П. Истица регулярно оплачивает коммунальные услуги, пользуется данным помещением в соответствии с его назначением, в связи с чем, полагает, что приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и имеет право на его приватизации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы К.Н. - Б. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что на основании ст. 7 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" общежития, ранее принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, следовательно, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, независимо от времени заселения в такое помещение. Поскольку занимаемая П. вместе со своим несовершеннолетним сыном комната, является изолированным помещением, без каких-либо переустройств и перепланировок, у нее на основании ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда РФ возникает право приобретения указанного жилого помещения в порядке приватизации. Кроме того, указанная комната в нарушение требований ст. 94 ЖК РФ не укомплектована мебелью и необходимыми для проживания предметами, здание не имеет вахты, так же в нем проживает более 50% собственников, что указывает на то, что жилое помещение, в котором проживает истица с несовершеннолетним сыном, не обладает статусом общежития.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика - администрации г. Красноярска, представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования - администрации Свердловского района г. Красноярска, МП "Правобережная Дирекция муниципальных общежитий", МБУ "Центр недвижимости", Управления федеральной государственной службы кадастра и картографии по Красноярскому краю, ООО "Жилкомцентр", Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку последние о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы П., ее представителя Б., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании ч. 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
В силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям или государственным муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Таким образом, в соответствии с данной нормой права, гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 указанного Закона в таком жилом помещении, оно должно передаваться в пользование с заключением договора социального найма.
Подпунктом 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ регламентировано, что жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В силу ст. 94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении заявленных П. исковых требований.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что 13.08.2012 года на основании типового договора найма жилого помещения в общежитиях N администрация Свердловского района г. Красноярска предоставила для временного проживания П. и члену ее семьи - сыну Д., <...> года рождения, комнату N по <адрес> для временного проживания в ней, в связи с работой в МБУЗ "Городская больница N 3". С 24 августа 2012 г. истица с сыном состоят на регистрационном учете по указанному адресу.
Постановлением администрации г. Красноярска от 12.09.1995 года N общежитие по адресу: ул. <...> от ОАО "Красноярский ЛПК" было передано в муниципальную собственность г. Красноярска, включено в реестр муниципальной собственности г. Красноярска как общежитие.
После вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение, статус общежития утратил в силу закона.
Постановлением администрации г. Красноярска от 20.02.2007 года N 80 "Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду" жилые помещения в здании общежития, находящегося в муниципальной собственности, по ул. <...> в г. Красноярске отнесены к специализированному жилищному фонду - жилым помещениям в общежитиях.
Указанное постановление было издано в пределах полномочий руководителя администрации г. Красноярска и основано на положениях ст. 92 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Порядок предоставления жилых помещениях в муниципальных общежитиях в г. Красноярске определен постановлением администрации г. Красноярска от 22.09.2006 г. N 788 (в редакции от 21.06.2007 г.), в соответствии с п. 1.3.1.6 которого, муниципальные общежития предназначаются для временного проживания бюджетных работников в период работы или службы, а также работников предприятий, учреждений и организаций других форм собственности в соответствии с договорами социального партнерства и граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в г. Красноярске, если они не признаны или могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ. Жилые помещения в муниципальных общежитиях не подлежат передаче в собственность граждан.
В силу вышеназванных нормативных актов относящиеся к муниципальной собственности жилые помещения в доме по <адрес>, в том числе комната N, приобрели статус специализированного жилого помещения - общежития с момента вступления в силу постановления администрации г. Красноярска от 20 февраля 2007 г. N 80.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, представленные по делу доказательства в их совокупности и отказывая в удовлетворении исковых требований П., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная комната была предоставлена истице администрацией Свердловского района г. Красноярска в 2012 году по договору найма специализированного жилого помещения, в связи и на период работы истицы в МБУЗ "Городская больница N 3"; предоставленная истице комната являлась жилым помещением в общежитии, в силу чего с ней и был заключен договор найма специализированного жилого помещения в общежитии.
С учетом того, что П. на момент вступления в законную силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 года в спорной комнате не проживала, ей была предоставлена указанная комната и она стала в ней проживать после того, как данное жилое помещение постановлением администрации г. Красноярска от 20.02.2007 года N 80 было отнесено к специализированному жилищному фонду, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорная комната в общежитии в силу статьи 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации не подлежит, в связи с чем обоснованно отказал истице в удовлетворении исковых требований.
Обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении истице спорного жилого помещения для постоянного проживания как нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоящей на учете на получение жилья, в материалах дела не имеется и на указанные обстоятельства истица не ссылалась ни в исковом заявлении, ни в процессе рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что комната истицы не укомплектована мебелью, в общежитии не имеется вахты, а также более 50% комнат находится в собственности, не могут быть приняты во внимание, так как правового значения при разрешении спора не имеют.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 28 февраля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истицы П. - Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Д.ИВАНОВА

Судьи
Ю.М.МАКАРОВА
В.М.МАКУРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)