Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4490/2014
на решение от 03.03.2014
судьи Ю.СМ. Турсуновой
по делу N А51-40578/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ИНН 2700001660, ОГРН 1022700931220, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.09.1999)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)
о признании незаконным предписания,
при участии:
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Чернякова О.С. по доверенности от 09.01.2014 сроком действия до 31.12.2014, служебное удостоверение.
от ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства": представитель Шурукин А.В. по доверенности от 14.01.2014 сроком действия на 1 год, паспорт,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее по тексту - "заявитель", "ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой", "предприятие") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным пункта 2 предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - "ответчик", "Инспекция") от 04.12.2013 N 02-110/13.
Решением от 03.03.2014 суд признал незаконным пункт 2 предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 04.12.2013 N 02-110/13.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Инспекция указывает, что обязанность по предоставлению отчетности о целевом использовании средств за 2012 год, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности, прямо предусмотрена пунктом 2 Приказа Министерства финансов РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Заявитель жалобы полагает, что суд неверно истолковал нормы законодательства о бухгалтерском учете, поскольку закон об участии в долевом строительстве содержит специальные нормы, предусматривающие специальные правила для застройщика, при этом пункт 5 части 2 статьи 20, пункт 6 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве N 214-ФЗ не предусматривает освобождение застройщиков - коммерческих организаций от ведения и предоставления в контролирующий орган бухгалтерской отчетности в ином составе, чем в составе предусмотренном пунктами 2 и 7 Правил предоставления застройщиками ежеквартально отчетности и пункте 2 Приказа N 66н.
Указанные обстоятельства, по мнению представителя Инспекции, свидетельствуют об отсутствии оснований для признания незаконным пункта 2 оспариваемого предписания и удовлетворения требований заявителя.
В судебном заседании представитель Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, на основании информации, поступившей из Управления Росреестра по Приморскому краю о государственной регистрации 24.10.2012 первого договора долевого участия в строительстве в отношении объекта недвижимого имущества "Микрорайон б. "Патрокл" в г. Владивостоке. Жилой дом N 1, 2, 3, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5", заключенного между гражданином и Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства", в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 N 356-па "Об утверждении Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края" проведены надзорные мероприятия в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства".
По результатам проведения проверки предприятию выдано предписание от 17.07.2013 N 02-48/13 о необходимости устранения выявленных нарушений.
19.09.2013 в ходе проведения проверки исполнения ранее выданного предписания, предприятию вновь выдано предписание N 02-74/2013 от 19.09.2013 о необходимости в срок до 18.10.2013 представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетность ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2012 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (т.е. отчеты по формам согласно приложениям N 1,N 2,N 3,N 4):
- - в графе 5 приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2012 года верно указать дату опубликования или размещения проектной декларации и указать все даты опубликования или размещения изменений в проектную декларацию по состоянию на 31.12.2012 нарастающим итогом;
- - указать верно информацию об исполнении, неисполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве, сумме неисполненных обязательств по договорам за 4 квартал 2012 года в графе 11 приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2012 года.
Представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчет о целевом использовании средств ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" за 2012 год.
04.12.2013 на основании распоряжения N 697 от 18.11.2013 Инспекцией РСН и КДС Приморского края рассмотрено исполнение ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" предписания от 19.09.2013 N 02-74/13, выданного по результатам рассмотрения соблюдения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" законодательства в области долевого строительства при строительстве объекта недвижимости: "Микрорайон б. "Патрокл" в г. Владивостоке. I очередь строительства. Жилой дом N 1, N 2, N 3", расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5 (участок находится примерно в 1.80 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом по УЛ. Можайская, 51) в связи с направлением 31.03.2013 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2012 года, в результате чего выявлено, что предписание от 19.09.2013 N 02-74/13 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" частично не исполнено.
По результатам проведения проверки составлен Акт проверки от 04.12.2013 N 02-86 и вновь выдано предписание N 02-110/13 от 04.12.2013.
Установив факт невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, усмотрев в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении предприятия 04.12.2013 был составлен протокол об административном правонарушении в области долевого строительства.
Не согласившись с вынесенным предписанием от N 02-110/13 от 04.12.2013 в части пункта 2, устанавливающего необходимость представления ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" отчета о целевом использовании средств за 2012 год, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 1 части 3 указанной статьи также установлено, что уполномоченный орган вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с требованием подпункта 6 пункта 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган, в том числе, вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
Как правильно указал суд, в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 предписания от 04.12.2013 N 02-110/13 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" обязано было в срок до 17.01.2014 представить в Инспекцию отчет о целевом использовании средств за 2012 год, входящий в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем, следует учитывать, что согласно пункту 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
При том, в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Часть 2 статьи 14 Закона о бухучете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Как правильно указал суд, из содержания указанных норм следует, что обязанность по предоставлению в составе бухгалтерской отчетности отчета о целевом использовании средств возлагается на некоммерческую организацию.
Из материалов дела следует, что ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" представлена в Инспекцию бухгалтерская отчетность за 2012 год. При этом, по мнению Инспекции, предприятие обязано было представить отчет о целевом использовании средств, при этом административный орган ссылается на Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012, согласно которой в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.
Вместе с тем, из содержания Информации, на которую ссылается административный орган, следует, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.
Коллегия соглашается с выводами суда о том, что часть 1 статьи 14 Закона о бухучете не возлагает на коммерческую организацию обязанности включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании средств.
Поскольку ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" является коммерческой организацией, следовательно, предприятие не обязано представлять в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о целевом использовании средств.
Учитывая изложенное выше, суд пришел к правильному выводу о том, что возложение предписанием указанной обязанности на предприятие противоречит требованиям закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на предприятие дополнительные обязанности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2014 по делу N А51-40578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
А.В.ПЯТКОВА
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2014 N 05АП-4490/2014 ПО ДЕЛУ N А51-40578/2013
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. N 05АП-4490/2014
Дело N А51-40578/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4490/2014
на решение от 03.03.2014
судьи Ю.СМ. Турсуновой
по делу N А51-40578/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ИНН 2700001660, ОГРН 1022700931220, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.09.1999)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)
о признании незаконным предписания,
при участии:
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Чернякова О.С. по доверенности от 09.01.2014 сроком действия до 31.12.2014, служебное удостоверение.
от ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства": представитель Шурукин А.В. по доверенности от 14.01.2014 сроком действия на 1 год, паспорт,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее по тексту - "заявитель", "ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой", "предприятие") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным пункта 2 предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - "ответчик", "Инспекция") от 04.12.2013 N 02-110/13.
Решением от 03.03.2014 суд признал незаконным пункт 2 предписания Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 04.12.2013 N 02-110/13.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Инспекция указывает, что обязанность по предоставлению отчетности о целевом использовании средств за 2012 год, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности, прямо предусмотрена пунктом 2 Приказа Министерства финансов РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Заявитель жалобы полагает, что суд неверно истолковал нормы законодательства о бухгалтерском учете, поскольку закон об участии в долевом строительстве содержит специальные нормы, предусматривающие специальные правила для застройщика, при этом пункт 5 части 2 статьи 20, пункт 6 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве N 214-ФЗ не предусматривает освобождение застройщиков - коммерческих организаций от ведения и предоставления в контролирующий орган бухгалтерской отчетности в ином составе, чем в составе предусмотренном пунктами 2 и 7 Правил предоставления застройщиками ежеквартально отчетности и пункте 2 Приказа N 66н.
Указанные обстоятельства, по мнению представителя Инспекции, свидетельствуют об отсутствии оснований для признания незаконным пункта 2 оспариваемого предписания и удовлетворения требований заявителя.
В судебном заседании представитель Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, на основании информации, поступившей из Управления Росреестра по Приморскому краю о государственной регистрации 24.10.2012 первого договора долевого участия в строительстве в отношении объекта недвижимого имущества "Микрорайон б. "Патрокл" в г. Владивостоке. Жилой дом N 1, 2, 3, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5", заключенного между гражданином и Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства", в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 N 356-па "Об утверждении Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края" проведены надзорные мероприятия в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства".
По результатам проведения проверки предприятию выдано предписание от 17.07.2013 N 02-48/13 о необходимости устранения выявленных нарушений.
19.09.2013 в ходе проведения проверки исполнения ранее выданного предписания, предприятию вновь выдано предписание N 02-74/2013 от 19.09.2013 о необходимости в срок до 18.10.2013 представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетность ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2012 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (т.е. отчеты по формам согласно приложениям N 1,N 2,N 3,N 4):
- - в графе 5 приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2012 года верно указать дату опубликования или размещения проектной декларации и указать все даты опубликования или размещения изменений в проектную декларацию по состоянию на 31.12.2012 нарастающим итогом;
- - указать верно информацию об исполнении, неисполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве, сумме неисполненных обязательств по договорам за 4 квартал 2012 года в графе 11 приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2012 года.
Представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчет о целевом использовании средств ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" за 2012 год.
04.12.2013 на основании распоряжения N 697 от 18.11.2013 Инспекцией РСН и КДС Приморского края рассмотрено исполнение ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" предписания от 19.09.2013 N 02-74/13, выданного по результатам рассмотрения соблюдения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" законодательства в области долевого строительства при строительстве объекта недвижимости: "Микрорайон б. "Патрокл" в г. Владивостоке. I очередь строительства. Жилой дом N 1, N 2, N 3", расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5 (участок находится примерно в 1.80 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом по УЛ. Можайская, 51) в связи с направлением 31.03.2013 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 4 квартал 2012 года, в результате чего выявлено, что предписание от 19.09.2013 N 02-74/13 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" частично не исполнено.
По результатам проведения проверки составлен Акт проверки от 04.12.2013 N 02-86 и вновь выдано предписание N 02-110/13 от 04.12.2013.
Установив факт невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, усмотрев в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении предприятия 04.12.2013 был составлен протокол об административном правонарушении в области долевого строительства.
Не согласившись с вынесенным предписанием от N 02-110/13 от 04.12.2013 в части пункта 2, устанавливающего необходимость представления ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" отчета о целевом использовании средств за 2012 год, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 1 части 3 указанной статьи также установлено, что уполномоченный орган вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с требованием подпункта 6 пункта 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган, в том числе, вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
Как правильно указал суд, в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 предписания от 04.12.2013 N 02-110/13 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" обязано было в срок до 17.01.2014 представить в Инспекцию отчет о целевом использовании средств за 2012 год, входящий в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем, следует учитывать, что согласно пункту 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
При том, в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Часть 2 статьи 14 Закона о бухучете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Как правильно указал суд, из содержания указанных норм следует, что обязанность по предоставлению в составе бухгалтерской отчетности отчета о целевом использовании средств возлагается на некоммерческую организацию.
Из материалов дела следует, что ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" представлена в Инспекцию бухгалтерская отчетность за 2012 год. При этом, по мнению Инспекции, предприятие обязано было представить отчет о целевом использовании средств, при этом административный орган ссылается на Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012, согласно которой в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.
Вместе с тем, из содержания Информации, на которую ссылается административный орган, следует, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.
Коллегия соглашается с выводами суда о том, что часть 1 статьи 14 Закона о бухучете не возлагает на коммерческую организацию обязанности включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании средств.
Поскольку ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" является коммерческой организацией, следовательно, предприятие не обязано представлять в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности отчет о целевом использовании средств.
Учитывая изложенное выше, суд пришел к правильному выводу о том, что возложение предписанием указанной обязанности на предприятие противоречит требованиям закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на предприятие дополнительные обязанности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2014 по делу N А51-40578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
А.В.ПЯТКОВА
В.В.РУБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)