Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7257/2013

Требование: О признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение.

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Спорное жилое помещение предоставлено истице по договору найма служебной квартиры и не включено в реестр объектов муниципальной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. по делу N 33-7257/2013


Судья Сисюра Л.В.

05 августа 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Тихоновой Ю.Б., Деева А.В.
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.
гражданское дело по иску К. к администрации Ачинского района Красноярского края, администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Б.
на заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования К. удовлетворить.
Признать К. проживающей в жилом помещении по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Признать за К. право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с требованием к администрации Ачинского района Красноярского края, администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что по решению жилищной комиссии войсковой части 74008 от 05 февраля 2007 года N 29 истцу предоставлена квартира по адресу: <адрес>, где она проживает и состоит на регистрационном учете до настоящего времени, выполняет все обязанности нанимателя жилого помещения, несет бремя содержания, оплачивает коммунальные услуги. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду закрытых военных городков. Однако в настоящее время военный городок <адрес> исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района, спорное жилое помещение в реестре объектов муниципальной собственности отсутствует. В связи с указанными обстоятельствами К. лишена возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации, другого жилого помещения у нее нет, право на приватизацию жилого помещения ею использовано не было.
Определением суда от 25 февраля 2013 года в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное управление "Центральное региональное управление Жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, 3-й отдел ФГУ "Центррегионжилье", Войсковая часть N 74008.
Определением суда от 29 марта 2013 года в качестве соответчиков по делу привлечены Правительство РФ и администрация г. Ачинска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Б. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что при вселении в спорное жилое помещение с истцом был заключен договор найма служебного помещения на период трудовых отношений, с условиями которого она согласилась. Поскольку истица не является военнослужащей, право проживать в жилых помещениям жилого фонда Вооруженных Сил РФ она не имеет. Кроме того, в соответствии с Законом "О приватизации жилищного фонда в РФ" служебные помещения не подлежат приватизации.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела путем направления судебных извещений по адресам, указанным в материалах дела.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
Действовавшим в 1983 году Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", предусматривалось, что рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставлялись служебные жилые помещения. На эти цели в домах Министерства обороны СССР выделялось 3% жилой площади (п. 10).
При этом на основании пункта 9 названного Положения не подлежали выселению из жилых помещений без предоставления другой жилой площади пенсионеры по старости из числа рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями.
Распределение жилой площади между рабочими и служащими воинской части производилось по совместному решению командования (администрации) и местного комитета профсоюза. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направлялись через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список являлся основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади (п. 22).
Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 не исключалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок N, расположенный в <адрес>.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р в указанный Перечень внесены изменения, военный городок N из данного Перечня исключен.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Так в соответствии с данными нормами закона, право истцов на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны РФ предоставляется один раз. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
При этом специальный характер положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, подтверждается и ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции, К. с 1983 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью N 74008.
19 декабря 2006 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части N 74008 N 18 К. и членам ее семьи: сыну ФИО1 было предоставлено жилое помещение - <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Истица проживает и состоит на регистрационном учете в указанной квартире с 22.01.1996 года, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
05 февраля 2007 года между Красноярской КЭЧ и К. был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда, согласно которому спорное жилое помещение предоставлено нанимателю К. и членам ее семьи: сыну ФИО1 на основании протокола жилищной комиссии от 19 декабря 2006 года.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО1. умер 07.05.2012 года.
Из материалов дела следует, что квартира <адрес>, является собственностью РФ, закреплена за ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ. В соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года ФГУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции на основании совокупности всех представленных доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, обоснованно пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, при предоставлении истцу в 2006 году жилого помещения отношения по его пользованию и владению не были надлежащим образом оформлены наймодателем, так, впервые договор с нанимателем К. заключен 05 февраля 2007 года на основании решения жилищной комиссии от 19 декабря 2006 года, о чем и указано в договоре, поименованного как "договор найма служебной квартиры".
При этом суд обоснованно указал, что спорная квартира была предоставлена К. в установленном законом порядке, истица более 15 лет постоянно проживает в спорном жилом помещении, которое не относится к числу служебных, заключенный с К. договор найма служебной квартиры по своей правовой природе является договором социального найма, в связи с чем пришел к выводу, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждено, что служебный ордер истцу не выдавался, решения уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных, как было предусмотрено положениями ст. ст. 15, 101 ЖК РСФСР, действовавших на тот период, не принималось, доказательств незаконности вселения и проживания истцов в спорном жилом помещении не представлено, в силу чего с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что спорная квартира является объектом государственной собственности и истец приобрел право пользования жилым помещением на условиях социального найма, желает воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовалась, доказательств того, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации ответчиками не представлено, в настоящее время военный городок N, расположенный в <адрес>, исключен из перечня закрытых военных городков, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 2, 4, 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о признании за К. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о том, что спорная квартира имеет статус служебного жилья, необоснованны, поскольку доказательств, подтверждающих присвоение спорному жилому помещению статуса служебного, в материалы дела не представлено. Напротив, из заявления начальника склада базы (комплексного хранения) войсковой части 58661 от 21 марта 2013 года N 455 следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, статуса служебного жилого помещения не имеет. Кроме того, из представленных администрацией Ачинского района распоряжений усматривается, что спорная квартира в число служебных не включалась.
Доказательств присвоения спорной квартире статуса служебного жилого помещения ответчиками представлено не было. Расположение жилого помещения на территории военного городка и закрепление жилого помещения на праве оперативного управления не свидетельствует о том, что жилое помещение относится к служебным.
Более того распоряжением Правительства РФ 11 октября 2011 г. N 1779-р, жилой фонд, расположенный в <адрес> исключен из числа закрытых военных городков.
Отсутствие документов о принятии жилых помещений в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан не может, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, подлежащего применению при разрешении спора, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 16 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Б.ФЕДОРЕНКО

Судьи
А.В.ДЕЕВ
Ю.Б.ТИХОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)