Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9704/2015

Требование: О восстановлении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках кандидатов участников федеральной целевой программы "Жилище", обязании выдать государственный жилищный сертификат.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что был исключен из очереди на улучшение жилищных условий и лишился права на получение жилищного сертификата.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N 33-9704/2015


Судья: Турьянова Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хакимова А.Р.,
судей Жерненко Е.В. Пономаревой Л.Х.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ЯАВ и представителя Главного управления МЧС России по РБ БУС на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 29 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования ЯАВ к Главному Управлению МЧС России по Республике Башкортостан, Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Федеральному государственному казенному учреждению "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан", Приволжскому филиалу федерального казенного учреждения "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о восстановлении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках кандидатов участников федеральной целевой программы "Жилище", признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат на семью из трех человек - удовлетворить частично.
Восстановить ЯАВ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с датаг.
Восстановить ЯАВ в списках кандидатов участников федеральной целевой программы "Жилище" дата в рамках Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на дата, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Признать за ЯАВ право на получение государственного жилищного сертификата.
В иске ЯАВ об обязании ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать ЯАВ государственный жилищный сертификат на семью из трех человек - отказать.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия

установила:

ЯАВ обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Республике Башкортостан, Федеральному государственному казенному учреждению "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан", о признании незаконным исключения его кандидатуры из списка очередников, предоставленного ГУ "26 ОФПС по РБ" в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан от дата, восстановлении его права на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона N 283 от 30.12.2012 года.
В обоснование требований указал, что работал у ответчика с дата года, был уволен приказом N... от дата по пункту "... Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. С датаг. истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и поставлен на учет в очереди. С дата. до настоящего времени истец проживает в общежитии ФГКУ "26 ОФПС по РБ". Жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ истец не имеет. В дата г. по распоряжению ГУ МЧС России по РБ Администрацией ГУ "26 ОФПС по РБ" был предоставлен список очередников на улучшение жилых помещений для формирования списка очередников и передачи учетных дел в Приволжский региональный центр по делам ГО и ЧС и ЛПСБ. В первоначальном варианте списка фамилия истца находилась под номером 3. Во втором варианте списка его фамилии не было. Истец был исключен из очереди на улучшение жилищных условий и лишился права на получение жилищного сертификата. В связи с чем истец просил суд признать незаконным исключение его кандидатуры из списка Очередников, предоставленного ГУ "26 ОФПС по РБ" в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан от дата.; восстановить его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ N 283 от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Впоследствии истцом исковые требования были уточнены. В качестве ответчиков привлечены Главное Управление МЧС России по Республике Башкортостан, Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", а Федеральное государственное казенное учреждение "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" исключен из числа ответчиков.
Согласно уточнениям просил признать его право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом на приобретение жилья; восстановить его в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья; обязать ГУ МЧС России передать учетное дело в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" для последующего получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" принять его на учет и выдать государственный жилищный сертификат.
Впоследствии истец уточнил исковые требования. В качестве соответчика привлек Приволжский филиал Федерального казенного учреждения "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России". Согласно уточнениям просит суд восстановить его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с датаг.; восстановить его в списках кандидатов участников федеральной целевой программы "Жилище" дата г. в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на дата, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать истцу государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
Уточнив требования истец привлек в качестве ответчика Федеральное государственное казенное учреждение "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан". Просил восстановить его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с датаг.,; восстановить его в списках кандидатов участников федеральной целевой программы "Жилище" дата. в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на дата, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать истцу государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, ЯАВ в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании выдать ЯАВ государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по РБ БУС просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения ЯАВ, его представителя БМВ, представителя ФГКУ "26 отряд противопожарной службы по РБ" САР, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Статья 51 Жилищного кодекса РФ устанавливает перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального пользования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления (бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Обязательства государства по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также по выдаче государственных жилищных сертификатов осуществляется в отношении тех граждан, которые были приняты на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на общих основаниях.
Из материалов дела следует, что ЯАВ состоял на службе в ФКУ "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" с дата. по дата., согласно выписке из послужного списка капитана внутренней службы ЯАВ, выданной ФКУ "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан".
Согласно выписке из протокола N... совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии... от дата года, ЯАВ был поставлен на учет в качестве нуждающегося на учет для улучшения жилищно-бытовых условий и внесен в список очередности под номером 9.
В соответствии с выпиской из приказа ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан N... от дата., капитан внутренней службы ЯАВ дата уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России...
В дата между Государственным учреждением "Отряд противопожарной службы Республики Башкортостан - 26" и ЯАВ, на основании решения о предоставлении жилого помещения от дата. N... заключен договор найма служебного жилого помещения. Согласно п. 1 указанного договора найма наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры общей площадью... кв. м, расположенное по адрес. Согласно п. 4 данного договора найма совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ЯЮА - жена; ЯАА - дочь; ЯДА - дочь. При этом, согласно п. 5 договора договор заключен на время прохождения службы.
дата. исх. N... ГУ "26 отряд Федеральной противопожарной службы по адрес" направил начальнику Главного управления МЧС России по РБ генерал-майору ММШ список сотрудников ФПС, имеющих право на обеспечение жильем по ГЖС на дата и список сотрудников ФПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до дата.
Под номером 3 в данном списке значится ЯАВ, при этом отмечено, что он находится в очереди с дата.
Согласно списку сотрудников ФПС, имеющих право на обеспечение жильем по ГЖС на дата по ГУ "26 отряд Федеральной противопожарной службы по адрес" на 2012 год значится ЯАВ, дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий указана - с дата., на основании протокола... N... от дата При этом дата планируемого увольнения - дата (по...), продолжительность службы за счет средств федерального бюджета -....
Согласно пп. а п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программа "Жилище" на дата (утв. постановлением Правительства (от дата N...) выдачу государственных жилищных сертификатов той категории граждан, к которой относится истец, осуществляют федеральные органы исполнительной власти.
Приказом МЧС России от дата. N... "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований", функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению, с дата. возложены на федеральное казенное учреждение государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности".
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (в т.ч. сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы) и порядок ее предоставления определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Согласно указанным Правилам право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с право на пенсию.
Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата (утв. постановлением Правительства РФ от дата N...) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата имеют сотрудники государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Учитывая приведенные в решении нормы права, суд исходил из того, что истец ЯАВ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, поставлен на учет в качестве нуждающегося до введение в действие Жилищного кодекса РФ, а именно дата года, при этом он имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, поскольку срок его службы до увольнения составил.... Поэтому суд обоснованно пришел к выводу в восстановлении ЯАВ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с датаг., а также в списках кандидатов участников федеральной целевой программы "Жилище" дата г. в рамках Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на дата, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", признании за ЯАВ права на получение государственного жилищного сертификата.
Доводы жалобы представителя ГУ МЧС России по РБ о том, что ЯАВ не состоял и не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещения, что подтверждается письмом администрации МР адрес РБ N... от дата был предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку.
Согласно п. 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054) в настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 12 указанных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Таким образом, доводы о необходимости ЯАВ состоять на учете в Администрации муниципального образования, являются несостоятельными.
Доводы о том, что в списках военнослужащих и сотрудников ФПС Главного управления МЧС России по РБ на получение жилых помещений, финансируемых из средств федерального бюджета, по стоянию на дата ЯАВ не значится, также получили надлежащую оценку суда. Истец ЯАВ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий дата года, оснований для его снятия с учета не установлено, ответчиками не представлено. ЯАВ остается нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В данной части решение суда признается законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вместе с тем с выводом суда об отказе в удовлетворении требования ЯАВ об обязании ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать жилищный сертификат на семью из трех человек судебная коллегия согласиться не может.
Отказывая в удовлетворении указанной части иска, суд исходил из того, что нарушатся права и законные интересы иных лиц, ранее вставших на учет и включенных в сводный список, а также порядок финансирования программы.
Действительно, в силу пункта 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Между тем, представитель ФГКУ "26 отряд противопожарной службы по Республике Башкортостан" САР подтвердила в суде апелляционной инстанции, что их сотрудники, которые были признаны нуждающимися в жилье, получили сертификаты. Доказательств того, что имеются иные лица, стоящие в очереди на получение государственного жилищного сертификата, в материалах дела не имеется и ответчиками не представлено.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ЯАВ о том, что восстановление права на получение сертификата неразрывно связано с реализацией данного права.
Согласно справке N... от дата года, выданной ФГКУ "26 отряд противопожарной службы по Республике Башкортостан", ЯАВ вместе с членами своей семьи: супругой ЯЮА и дочерью ЯАА, зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении по настоящее время.
При указанных обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, решение суда в части отказа в удовлетворении требования ЯАВ о выдаче жилищного сертификата подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ЯАВ
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 29.12.2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требования ЯАВ об обязании ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
В отменной части принять новое решение, которым исковые требования ЯАВ об обязании выдать государственный жилищный сертификат на семью из трех человек удовлетворить.
Обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать ЯАВ государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
В остальной части решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 29.12.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан БУС - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Р.ХАКИМОВ

Судьи
Е.В.ЖЕРНЕНКО
Л.Х.ПОНОМАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)