Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6686/2015

Требование: О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В результате проведенной проверки установлено, что истец является инвалидом 2 группы бессрочно и по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья, при этом он включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 33-6686/2015


Судья: КЭР

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.
Свистун Т.К.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах инвалида АХЗ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
по апелляционным жалобам Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан
на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

установила:

адрес Республики Башкортостан (далее - адрес) обратился в суд с иском в интересах АХЗ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - Администрация города) о понуждении предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в черте адрес, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по норме предоставления не менее N... кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Заявленные требования мотивированы тем, что адрес проведена проверка по обращению АХЗ о нарушении жилищных прав, связанных с предоставлением жилого помещения. Установлено, что АХЗ является инвалидом 2 группы с дата по общему заболеванию (код заболевания по N...) бессрочно, и по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 1 ст. 51, ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, а также право на пользование дополнительной жилой площадью на основании постановления Правительства РФ от дата N 817. Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ от дата N... АХЗ включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
АХЗ зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью N... кв. м, предоставленной по договору социального найма его дочери ННХ в апреле дата года, по адресу: адрес, ул адрес, адрес. В указанной квартире зарегистрированы и также проживают N... человек: ННХ (дочь), БАМ (внук), НАИ (внук), НАИ (внук), НГИ (внучка), НИЯ На праве собственности АХЗ какой-либо недвижимости не имеет.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2015 года постановлено:
иск адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах АХЗ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить АХЗ вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее N... кв. м общей площади.
В апелляционных жалобах Администрация города и Министерство финансов Республики Башкортостан ставят вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
При этом в апелляционной жалобе Администрации города указано на необоснованность возложения на нее обязанности по предоставлению жилого помещения АХЗ, так как он признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на соответствующий учет после дата года. Исходя из положений действующего законодательства, обеспечение таких категорий граждан, как АХЗ, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в данном случае путем принятия закона субъекта Российской Федерации. У органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями за счет бюджета городского округа адрес РБ, поскольку отсутствует соответствующий закон о наделении органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по обеспечению жильем.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан указано, что к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 16.06.2006 г. N... "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Из материалов дела следует, что АХЗ является инвалидом II группы бессрочно, страдает заболеванием код - N..., что подтверждено справкой N N..., выданной городской клинической больницей N N.... Однако данная справка не имеет медицинского заключения, содержащего комплексную оценку здоровья АХЗ При принятии решения судом не учтено, что лица, проживающие совместно с АХЗ, а именно его дочь ННХ имеет на праве собственности жилой дом по адресу: адрес РБ площадью N... кв. м; внуку НАИ принадлежит на праве собственности жилой дом на тер. СНО "адрес, адрес РБ площадью N... кв. м. Таким образом, размер общей площади жилых помещений на одного человека в семье АХЗ составляет - N... кв. м, т.е. истец обеспечен общей площадью свыше учетной нормы. В адрес ГО адрес РБ в качестве малоимущего АХЗ не состоит. При таких обстоятельствах Министерство финансов РБ полагает, что в случае признания гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, малоимущим, предоставление жилого помещения инвалиду должно возлагаться на администрации муниципальных районов и городских округов в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Если гражданин не является малоимущим, обязанность предоставить ему жилое помещение должна возлагаться на Правительство Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города - ТЭИ доводы апелляционной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Представитель АХЗ - ННХ полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с дата АХЗ, дата г.рождения, состоит во внеочередном списке нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании распоряжения главы адрес ГО адрес РБ N... от дата.
Согласно заключению врачебной комиссии ГКБ N... от дата N N..., АХЗ является инвалидом адрес группы бессрочно, код заболевания по N... С- N..., который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
АХЗ, не имеющий в собственности объектов недвижимости, зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью N... кв. м, в том числе жилой - N... кв. м по адресу: РБ, адрес, ул. адрес совместно с дочерью НИХ, внуками БАМ, НАИ, НАИ, НГИ, а также НИЯ
Удовлетворяя исковые требования адрес в интересах АХЗ, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. ст. 51, 57 ЖК РФ; ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ; Постановлениями Правительства РФ от дата N... и от дата N 817, которыми утверждены перечни тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире, а также заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, - суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у АХЗ права на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь, в связи с чем возложил на Администрацию города обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее N... кв. м.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится АХЗ
Статьей 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Требования приведенных выше правовых норм судом были учтены, обстоятельства применительно к данным нормам судом установлены, а вывод суда о том, что с учетом имеющегося у АХЗ заболевания он подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, соответствует пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, возлагая на Администрацию города обязанность по предоставлению АХЗ жилого помещения, суд учел, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, АХЗ вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города о том, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на Администрацию городского округа адрес РБ является необоснованным и незаконным, судебной коллегией отклоняются на том основании, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального указания в законе, а в отношении категории лиц, к которой относится АХЗ, такое специальное указание отсутствует, следовательно, жилое помещение ему должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений ст. 17 Федерального закона от дата г. N 181-ФЗ должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
По изложенным мотивам судебной коллегией отклоняются и доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РБ со ссылкой на то, что в случае признания гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, малоимущим, предоставление жилого помещения инвалиду должно возлагаться на администрации муниципальных районов и городских округов в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Если гражданин не является малоимущим, обязанность предоставить ему жилое помещение должна возлагаться на Правительство Российской Федерации. Статья 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, признанием их малоимущими.
Указание в апелляционной жалобе Министерства финансов РБ о том, что факт наличия заболевания АХЗ и отнесения его к определенной категории хронических заболеваний, приведенных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от дата N 378, с указанием кода заболевания, должен быть подтвержден не представленной АХЗ справкой, а медицинским заключением, содержащим комплексную оценку его состояния здоровья, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
Согласно справке МСЭ (л.д. 26) АХЗ является инвалидом II группы бессрочно. Справкой N... от дата (л.д. 23) Городской клинической больницы N... подтверждено, что АХЗ по состоянию здоровья является инвалидом 2 группы бессрочно с дата, код заболевания по N..., который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, пункт 2.
Возражая против сведений о наличии у истца заболеваний, указанных в справке, Министерство финансов РБ в силу положений статьи 56 ГПК РФ должно было представить доказательства того, что эти сведения не соответствуют действительности, однако таких доказательств суду не представлено.
Право оценки доказательств по делу принадлежит суду первой инстанции, оснований для переоценки этих доказательств, при проверке законности постановленного судом решения в апелляционной инстанции не имеется.
Ссылки в апелляционной жалобе Министерства финансов РБ на то, что при принятии решения судом не учтено, что лица, проживающие совместно с АХЗ, а именно его дочь ННХ имеет на праве собственности жилой дом по адресу: адрес РБ площадью N... кв. м; внуку НАИ принадлежит на праве собственности жилой дом на тер. адрес, адрес РБ площадью N... кв. м; таким образом, размер общей площади жилых помещений на одного человека в семье АХЗ составляет - N... кв. м, т.е. истец обеспечен общей площадью свыше учетной нормы, основаны на неправильном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям. В рассматриваемом случае не имеет значения наличие у дочери и внука АХЗ на праве собственности иных жилых помещений. АХЗ, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с другими семьями невозможно, проживает в двухкомнатной квартире, занятой семьей дочери, состоящей из 6 человек, не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения, и право на получение жилья во внеочередном порядке подтверждены действующим актом органа местного самоуправления - распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N... от дата.
Таким образом, решение суда судебная коллегия признает законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения судом, не допущено. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
Т.К.СВИСТУН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)