Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2113/2015

Требование: О признании незаконным решения об отказе в социальной выплате на приобретение жилья.

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Отказ мотивирован намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N 33-2113


Судья: Василькова С.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Герасимовой Л.Н., Наместниковой Л.А.,
при секретаре П.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску ВВВ к администрации Шаблыкинского района Орловской области о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в социальной выплате на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе ВВВ на решение Урицкого районного суда Орловской области от 24 июня 2015 г., которым постановлено:
"Отказать ВВВ в удовлетворении иска о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Шаблыкинского района Орловской области от 30 марта 2015 г об отказе в социальной выплате на приобретение жилья по статусу вдовы умершего участника Великой Отечественной войны и обязании утвердить вариант обеспечения ее жильем получением социальной выплаты".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения представителя ВВВ - ЕЕЕ, действующего на основании доверенности, возражения представителя администрации Шаблыкинского района Орловской области по доверенности УУУ, представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности ККК, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ВВВ обратилась в суд с иском к администрации Шаблыкинского района Орловской области о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации об отказе в социальной выплате на приобретение жилья.
В обоснование иска указала, что является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии пос.Шаблыкино от <дата> N она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как не является собственником либо нанимателем жилого помещения. Решением жилищной комиссии при администрации Шаблыкинского района Орловской области от <дата> был утвержден вариант обеспечения ее жильем путем получения социальной выплаты в размере <...> рублей и заключении договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Решением этой же комиссии от <дата> в предоставлении социальной выплаты ей было отказано на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
В связи с чем, просила суд отменить решение жилищной комиссии при администрации Шаблыкинского района Орловской области от <дата>, а также обязать жилищную комиссию при администрации Шаблыкинского района Орловской области по решению от <дата> утвердить вариант обеспечения жильем путем получения социальной выплаты в размере <...> рублей и заключения договора участия в строительстве многоквартирного дома.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ВВВ ставит вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указывается, что она имеет право на меры социальной поддержки, так как является вдовой участка Великой Отечественной войны.
Считает, что она не ухудшала жилищные условия с целью получения социальной поддержки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых в том числе членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судом установлено, что ВВВ является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны.
Согласно п. 1.2.6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и порядке предоставления им его в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма в поселке Шаблыкино, утвержденного решением Шаблыкинского поселкового Совета народных депутатов от 18.12.2006, учетная норма для постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12 кв. м общей площади на одного человека.
Решением жилищной комиссии пос. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области от <дата> г. ВВВ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Актом обследования материально-бытовых условий от <дата> было установлено, что ВВВ проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее внуку ЕЕЕ, общая площадь квартиры <...> в квартире также проживают ЕЕЕ, его супруга ННН, и двое детей ААА и ППП (л.д. 33).
Постановлением администрации пос. Шаблыкино от <дата> N ВВВ, вдова участника Великой Отечественной войны, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как не являющаяся собственником либо нанимателем жилого помещения.
Решением жилищной комиссии при администрации Шаблыкинского района Орловской области от <дата> ВВВ было отказано в предоставлении социальной выплаты на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением жилищной комиссии от <дата>, ВВВ обратилась в суд.
Разрешая заявленные исковые требования, судом установлено, что ВВВ с <дата> была вселена в принадлежащий ее дочери ГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, как член семьи собственника жилого помещения. Данный жилой дом имеет все удобства, кирпичный, общая площадью <...> (л.д. 164 оборот, 39). ВВВ проживала и пользовалась этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего ее права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. На каждого члена семьи ГГГ приходилось более 12 кв. м (в жилом доме зарегистрировано до <дата> два человека- ГГГ и ее мать ВВВ).
Решением жилищной комиссии пос. Шаблыкино Шаблыкинского района Орловской области от <дата> ВВВ было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Установлено, что ВВВ является членом семьи собственника, на каждого члена семьи приходится более 12 кв. м жилого помещения. (л.д. 101-102,103). С данным решением ВВВ согласилась, в установленном порядке его не обжаловала.
Оснований для признания ВВВ нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имелось. Жилой дом, в котором ВВВ была зарегистрирована, не пригодным для проживания не признан.
<дата> ВВВ снимается с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрируется по адресу: <адрес>.
Исходя из того, что жилой дом в настоящее время не продан ГГГ, конфликтных отношений между ГГГ и ВВВ не установлено, препятствий в проживании не чинилось, ВВВ добровольно снялась с регистрационного учета, а также установив, что ВВВ фактически проживает в жилом доме своей дочери, на период рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ВВВ также находилась и проживала в доме своей дочери, что подтвердил в суде ЕЕЕ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ВВВ намерено ухудшила свои жилищные условия с целью признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ВВВ не имеется в собственности жилых помещений, нанимателем жилого помещения по договору социального найма она не является, не может повлечь отмену решения суда, поскольку обеспечение вдов участников Великой Отечественной войны производится в соответствии с жилищным законодательством, независимо от их имущественного положения. Материалами дела бесспорно установлено, что ВВВ является членом семьи своей дочери ГГГ, которой на праве собственности принадлежит жилой дом в пос. Шаблыкино общей площадь. <...> В связи с чем у ВВВ не возникло право на получение социальной выплаты. Именно в целях состоять на учете ВВВ была зарегистрирована в квартире, принадлежащей ее внуку, общей площадью <...> Наличие одного лишь статуса вдовы участника Великой Отечественной войны без подтверждения объективной нуждаемости в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для предоставления денежной выплаты.
Решение жилищной комиссии при администрации Шаблыкинского района Орловской области от <дата> об утверждении варианта обеспечения жильем ВВВ путем получения социальной выплаты не может повлечь отмену решения суда, поскольку согласно п. 15 Положению о муниципальной жилищной комиссии Шаблыкинского района Орловской области, утвержденной постановлением Главы Шаблыкинского района от <дата>, комиссия вправе принимать решения об отказе в получении социальных выплат и субсидий. Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области не включил ВВВ в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, указывая на ухудшение жилищных условий ВВВ Жилищная комиссия Шаблыкинского района Орловской области, действуя в рамках своих полномочий, отказала ВВВ в предоставлении социальной выплаты.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется. Кроме того, несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 24 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ВВВ - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)