Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3416/2015

Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истице отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. 2 п. 2 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ", поскольку она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем членам ее семьи, где на 1 члена семьи приходится более 15 кв. м общей площади.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. по делу N 33-3416/2015


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Волошиной Е.В., Чемякиной И.А.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на указанный учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 11 марта 2015 года.
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., пояснения представителя Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу Чалой Е.В., судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что работает <данные изъяты>. 15.05.2014 года ею был направлен пакет документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. 01.07.2014 года в соответствии с протоколом N заседания жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ДФО ей было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", поскольку она зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем членам ее семьи, где на 1 члена семьи приходится более 15 кв. м общей площади. С данным отказом не согласна, поскольку фактически в жилом помещении, в котором она зарегистрирована, проживают 8 человек, в том числе ее брат со своей женой и двумя несовершеннолетними детьми. Ввиду того, что общая площадь жилого помещения собственника составляет 81,50 кв. м, соответственно, на одного члена семьи собственника приходится обеспеченность менее 15 кв. м. Кроме того, ее сын ФИО1 является <данные изъяты> который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и дает право на дополнительную жилую площадь. Однако данное обстоятельство при принятии решения об отказе в постановке на учет гражданина на получение единовременной социальной выплаты ответчиком не учтено, что повлекло нарушение ее прав.
Просила признать решение жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ДФО от 01.07.2014 года незаконным, возложить обязанность поставить ее на учет на получение единовременной социальной выплаты.
08.12.2014 года истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным отказ УТ МВД России по ДФО в ее постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 01.07.2014 года; признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать поставить ее на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 11 марта 2015 года исковые требования П. удовлетворены. Судом постановлено:
- признать незаконным решение УТ МВД России по ДФО, оформленное протоколом жилищно-бытовой комиссии от 01.07.2014 года N об отказе в постановке П. на учет для получения единовременной социальной выплаты;
- признать право П. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и возложить на Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу обязанность поставить П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с даты первоначального обращения с заявлением, с 14 мая 2014 года.
В апелляционной жалобе представитель УТ МВД России по ДФО просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права. Истец и ее сын ФИО1 зарегистрированы в квартире, расположенной по <адрес>, общей площадью 81,5 кв. м, принадлежащей ее родителям, где на каждого члена семьи приходится более 15 кв. м. При этом для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяющее значение имеет именно факт отсутствия обеспеченности сотрудника органов внутренних дел общей площадью жилого помещения менее чем 15 кв. м в жилом помещении, являющимся его постоянным местом жительства. Факт проживания в указанной квартире иных родственников (брата истца и его семьи) документально не подтвержден. Вместе с тем, основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет, является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако данное условие у истца также отсутствует.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
Истец П., представитель истца А. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, в связи с чем в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании представитель УТ МВД России по ДФО апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регламентированы положениями Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весть период службы в органах внутренних дел.
Данная единовременная выплата предоставляется при определенных условиях, в том числе при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223.
Пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
В соответствии с пунктом 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что П. проходит службу в органах внутренних дел РФ в звании <данные изъяты>, замещает должность <данные изъяты> по состоянию на 20.08.2013 года ее стаж службы в календарном исчислении составил 12 лет 07 месяцев 05 дней.
П. с сыном ФИО1 зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по <адрес>, состоящей из четырех комнат, общей площадью 81,5 кв. м. Указанная квартира принадлежит по доли на праве собственности ее матери ФИО2 и отцу ФИО3.
14.05.2014 года П. обратилась в УТ МВД России по ДФО с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
01.07.2014 года решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ДФО П. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем членам ее семьи, где на 1 члена семьи приходится более 15 кв. м общей площади. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, сославшись на п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу, что родители истца членами ее семьи в рамках положений указанного Федерального закона не являются, на ее иждивении не находятся, соответственно, ссылка ответчика на регистрацию истца в жилом помещении, где на 1 члена семьи приходится более 15 кв. м общей площади, в данном случае правового значения не имеет.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку статья 1 вышеназванного Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ, определяя членов семей сотрудника, не регулирует вопросы, связанные с членами семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, при решении вопроса об отнесении лиц к членам семьи сотрудника с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства - Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 31 которого к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Исходя из указанного, П., будучи дочерью ФИО3 и ФИО2, является членом их семьи, что должно было учитываться при определении права истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, что судом сделано не было.
Кроме того, в качестве самостоятельного основания для получения истцом единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вне зависимости от площади жилого помещения, суд указал хроническое заболевание сына П. - ФИО1, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно материалам дела, ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, с диагнозом<данные изъяты> которое в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, относится к хроническим и затяжным психическим расстройствам с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для предоставления истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право инвалида на дополнительную площадь может быть реализовано при выделении жилого помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть при условии признания его нуждающимся по любому из оснований, предусмотренному Жилищным Кодексом РФ.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, истец П. как законный представитель <данные изъяты>, страдающего <данные изъяты>, имеет право на улучшение жилищных условий путем обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.
Принимая во внимание указанное, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 11 марта 2015 года по делу по исковому заявлению П. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на указанный учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - полностью отменить, апелляционную жалобу Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на указанный учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА

Судьи
Е.В.ВОЛОШИНА
И.А.ЧЕМЯКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)