Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-15999/2014

Требование: Об оспаривании постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что данным постановлением его семья снята с учета нуждающихся, считает такое решение незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N 33-15999/2014


Судья Кургузов М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Редченко Е.В., Колесниковой Т.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июля 2014 г. апелляционную жалобу Е.М. на решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2014 г. по делу по заявлению Е.М. о признании незаконным постановления администрации городского поселения Серебряные пруды Московской области о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и об обязании администрации городского поселения Серебряные пруды Московской области восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия
установила:

Е.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г.п. Серебряные Пруды Московской области от 21 ноября 2013 г. N 608-П в части снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся.
В обоснование заявления Е.М. указала, что она и члены ее семьи стоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1989 г. Оспариваемым постановлением ее семья снята с учета нуждающихся в связи с утратой ею основания, по причине которого семья заявителя была поставлена на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Е.М. считает такое решение незаконным, так как граждане, вставшие на учет до 01 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения жилого помещения, а также по причине того, что имелось иное основание, дающее право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, - инвалидность сына заявителя, заболевание которого включено в перечень заболеваний, при котором невозможно проживание в одной квартире.
В судебном заседании суда первой инстанции Е.М. и ее представитель Б. заявленные требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.п. Серебряные Пруды Московской области заявленные требования не признала.
Решением Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2014 г. заявление Е.М. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация г.п. Серебряные Пруды Московской области просит об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Е.М. - Б., указывает, что решение суда является законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства в Московском областном суде извещены надлежащим образом.
В судебное заседание явилась представитель администрации г.п. Серебряные Пруды Московской области - С., которая поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Е.М. - Б., в судебное заседание явился, против удовлетворения жалобы возражал.
Е.М. в судебное заседание не явилась, была извещена.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации г.п. Серебряные Пруды Московской области - С., представителя Е.М. - Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 1).
Согласно пункту 1 решения Совета депутатов г.п. Серебряные Пруды Московской области от 19 ноября 2009 г. N 19/2 учетная норма жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 8 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 1989 г. семья Е.М. в составе 4 человек (она, муж Е.П., их дети Е.А. и Е.Д.) состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием на неблагоустроенной площади - в квартире <...>. Площадь жилого помещения составляла 15 кв. м.
В 1988 г. Е.Д., в 1993 г. Е.М., а в 1999 г. Е.А. вселились в иное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Кроме них в этом жилом помещении проживали Я.П. и Я.З. Жилая площадь этого помещения составляет 41,6 кв. м, общая - 65,8 кв. м. Собственником жилого помещения до 27 ноября 2008 г. являлся Я.П., с указанной даты - сын Е.М. - Е.А. По состоянию на 15 ноября 2013 г. число проживающих в указанном жилом помещении составило 4 человека.
Постановлением администрации г.п. Серебряные Пруды от 21 ноября 2013 г. N 608-П Е.М. в составе семьи из 4 человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признавая указанное постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что при проведении процедуры перерегистрации вопрос о нуждаемости семьи Е.М. в жилом помещении не выяснялся в полном объеме. Суд признал установленным, что период с 2007 г. по 22 мая 2013 г. семья Е.М. имела право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по нескольким основаниям, а именно: на каждого члена семьи приходилось жилой площади менее нормы предоставления; тяжелая форма хронического заболевания Е.М., дающего право на дополнительную жилую площадь; тяжелая форма хронического заболевания Е.Д., при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
При этом судом не учтено следующее.
Е.М. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" она могла быть снята с учета нуждающихся в случае утраты ею оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Е.М. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием на неблагоустроенной площади (<...>). До момента проведения перерегистрации нуждающихся в улучшении жилищных условий Е.М. переехала с семьей в другой жилое помещение (<...>), которое соответствует санитарным нормам и не является неблагоустроенным. В связи с этим основание, по которому она была принята на учет (проживание на неблагоустроенной площади), на момент перерегистрации отпало.
То обстоятельство, что в 2013 г. Е.М. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не тем органом, которым она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий в 1989 г., объясняется произошедшими после 1989 г. изменениями в организации местного самоуправления и структуре органов местного самоуправления, в связи с чем само по себе не свидетельствует о незаконности решения о снятии с учета. Снятие Е.М. с учета осуществлено органом местного самоуправления (администрацией г.п. Серебряные Пруды), который имеет полномочия на ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе тех, учетные данные сформированы действующими ранее органами и впоследствии переданы ему), следовательно в силу части 2 статьи 56 ЖК РФ вправе принимать решения о снятии с учета лиц, по которым у него имеются учетные материалы.
Каких-либо оснований для признания Е.М. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в материалах дела не имеется и в судебном заседании суда апелляционной инстанции судебной коллегией не установлено.
Из материалов дела усматривается, что Е.М. проживала одной семьей с Я.П., Я.З., Е.А. и Е.Д. в жилом помещении по адресу: <...>. Это жилое помещение принадлежало на праве собственности членам ее семьи: до 27 ноября 2008 г. - Я.П., а с указанной даты - Е.А. В связи с этим нет оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищный условий по пункту 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
С учетом того, что семья Е.М. обеспечена общей жилой площадью на одного члена семьи (16,45 кв. м) более учетной нормы, то оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищный условий по пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ также не имеется.
Отсутствуют какие-либо данные считать, что семья Е.М. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Наличие у Е.М. и Е.Д. заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378), само по себе не означает безусловное признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Положениями пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлена необходимость одновременного наличия в этом случае и других условий, а именно: проживание в квартире, занятой несколькими семьями, и отсутствие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Е.М. проживает в жилом помещении по адресу: <...>, одной семьей со всеми иными проживающими в этом помещении гражданами, что подтверждается материалами дела, а также объяснениями представителя Е.М. - Б., в судебном заседании Московского областного суда. При таких обстоятельствах, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ основание для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий не подлежит применению в отношении Е.М.
Наличие у Е.М. и у Е.Д. инвалидности не относится к числу оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанное обстоятельство дает право на дополнительную площадь непосредственно при предоставлении жилых помещений лицам, состоящим на учете нуждающимися в улучшении жилищных условий, а не при постановке на учет.
Е.М. и Е.Д. не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года по основанию инвалидности, в связи с чем на них не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Московской области от 26 июля 2006 г. N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
На основании изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным постановления администрации г.п. Серебряные Пруды от 21 ноября 2013 г. N 608-П о снятии Е.М. в составе семьи из 4 человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении заявления Е.М. о признании указанного постановления незаконным.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что постановление администрации г.п. Серебряные Пруды от 21 ноября 2013 г. N 608-П не препятствует повторному обращению Е.М. в администрацию г.п. Серебряные Пруды с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии соответствующих оснований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 12 мая 2014 г. отменить. Вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Е.М. отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)