Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5144/2015

Требование: О признании незаконным решения местной администрации, восстановлении пропущенного срока обращения, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий под прежним номером.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы исключены из списка молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилье" в связи с предоставлением однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в селе.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. по делу N 33-5144/2015


Справка: судья Забирова З.Т.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Прониной Л.Г.
судей Голубевой И.В.
Киньягуловой Т.М.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Т.Р., Т.А. удовлетворить:
признать незаконным решение администрации муниципального района адрес N ... от дата об исключении из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы семью Т.А., в связи с предоставлением однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Включить семью Т.А.: она, супруг Т.Р.Ш. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, со дня обращения - дата.
Восстановить пропущенный срок обращения.
Обязать администрацию муниципального района адрес восстановить семью Т.А.: она, супруг Т.Р.Ш. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с момента обращения с заявлением от дата, возложить обязанность восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий под прежним номером 234.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., Судебная коллегия

установила:

Т.Р.М., Т.А., действуя также в интересах несовершеннолетней ФИО1, дата, обратились в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным решение Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата, в котором просят включить семью истцов в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, восстановить пропущенный срок обращения, обязать восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий под прежним номером. В обосновании исковых требований указали, что вышеуказанным решением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан они исключены из списка молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы в связи с предоставлением однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в селе адрес. О нарушении своих прав узнали только дата по запросу, который был направлен в адрес Республики Башкортостан дата, ни письменного, ни устного уведомления о снятии с учета не получали. Решением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, согласно письменному заявлению от дата, семья истца из трех человек была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "обеспечением жильем молодых семей", т.к. общая площадь занимаемого жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее ... кв. м. Т.Р.М., Т.А., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО1, просили включить их семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, восстановить пропущенный срок обращения, возложить обязанность восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий под прежним номером.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и.о. главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Р. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Т.А. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с предоставлением в установленном порядке земельного участка для строительства жилого дома. Суд обязал Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан включить Т.А., Т.Р.М. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, со дня обращения - дата, однако постановлением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N ... Т.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, но не включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Постановления Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании либо об отказе в признании молодой семьи Т.А., Т.Р.М. не имелось и не имеется. Также не принималось решения о признании истцов участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, т.к. они в ней не состояли. Истцы просили включить их семью в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы без указания даты, однако суд вышел за пределы заявленных требований и указал со дня обращения - дата, при этом выход за пределы заявленных требований ничем не мотивировал.
Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом и своевременно. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан - К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что решение Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата принято незаконно и необоснованно.
С данным выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 52 вышеназванного Кодекса установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 131 "О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы" утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы. Целью программы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяет участника подпрограммы - молодую семью, либо неполную семью, состоящую из одного молодого родителя и одного и более детей при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка; наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органом местного самоуправления Республики Башкортостан по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Участие в указанной программе является добровольным, право выбора участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье.
Согласно приложению N 3 п. 2 п. "б" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальные выплаты используются для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома.
Пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлено право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее свидетельство) которое не является ценной бумагой.
Судом установлено, что Т.А. проживает и зарегистрирована по адресу: адрес дата, ФИО1, дата года рождения, проживает и зарегистрирована с дата, Т.Р. проживает и зарегистрирован с дата.
Совместно с ними также проживают и зарегистрированы родители Т.Р.М. - отец Т.М.Х. с дата, мать - Т.М. с дата, брат - Т.Р. с дата, брат - Т.М.М. с дата.
дата Т.А. обратилась в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан о принятии и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в связи с участием в молодежной программе "Жилище".
Постановлением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N ... Т.А. с составом семьи из ... человек признана малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилья по договору социального найма и принята на учет под N ....
Согласно справкам, выданным Стерлитамакским межрайонным филиалом ГУП БТИ дата, Т.А., Т.Р. собственниками объектов недвижимости не являются.
Решением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата Т.А. исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по тем основаниям, что ее семья составом 3 человека получила однократно бесплатно в собственность (по... доле на каждого человека) земельный участок для индивидуального жилищного строительства в селе адрес (постановление Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N ...).
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, исходя из планируемого их размера в рамках софинансирования.
К подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Подпунктом "г" пункта 18 приведенных выше Правил определено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участницы подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Применительно к возникшему спору таких обстоятельств не установлено, за счет средств Федерального бюджета какую-либо выплату семья истцов не получала.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение Администрации муниципального района адрес N ... от дата не может признано законным и обоснованным.
Довод в апелляционной жалобе о том, что Т.А. не включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы опровергается материалами дела. Согласно письму Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре за N ... от дата, семья Т-ных была включена в число участников Подпрограммы с дата. В список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в дата году по муниципальному району адрес Республики Башкортостан, который был сформирован по состоянию на дата, семья Т-ных была включена под N .... В список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в дата году по муниципальному району адрес Республики Башкортостан, который был сформирован по состоянию на дата, семья Т-ных отсутствует.
Ссылка в жалобе на то, что суд вышел за пределы заявленных требований и указал дату, со дня обращения - дата, при этом указанное обстоятельство ничем не мотивировал, необоснованна, поскольку исходя из норм действующего законодательства суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как видно из материалов дела, дата Т.А. обратилась в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан о принятии и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в связи с участием в молодежной программе "Жилище", в связи с чем суд обоснованно обязал орган местного самоуправления поставить семью Т-ных на учет с дата.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решение, в связи, с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы и.о. главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Р., Судебная коллегия не находит. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит решение суда оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Г.ПРОНИНА

Судьи
И.В.ГОЛУБЕВА
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)