Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-306

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу на основании ордера была предоставлена квартира, однако в признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. по делу N 33-306


Судья Валицкая Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дмитренко М.Н.
судей Крыловой Э.Ю., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Л.Л. по доверенности К. на решение Одоевского районного суда Тульской области от 23 октября 2014 года по гражданскому делу по иску Л.Л. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам Л.В., Л.А., ГУП Тульской области "Жилкомреформа", Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Дмитренко М.Н., судебная коллегия

установила:

истец Л.Л. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Славный, третьим лицам Л.В., Л.А., ГУП Тульской области "Жилкомреформа", Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указала, что трехкомнатная квартира <адрес> на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией АТО "Тула-50", была предоставлена Л.В. на семью из четырех человек: на него, жену Л.Л., дочь Л.Е.В. и сына Л.А. Дочь Л.Е.В. ДД.ММ.ГГГГ выбыла к новому месту жительства со снятием с регистрационного учета. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства Л.В., Л.Л., Л.А., которые фактически пользуются квартирой на правах социального найма и приняли совместное решение приватизировать квартиру в пользу Л.Л. Занимаемая Л-ми квартира находится в муниципальной собственности муниципального образования Славный. Администрация муниципального образования Славный в выдаче разрешения на приватизацию спорной квартиры Л.Л. отказала по тем основаниям, что жилищной комиссией муниципального образования Славный указанная квартира Л-им по договору социального найма не распределялась, постановлением администрации муниципального образования Славный не выделялась, из ордера невозможно установить, предоставлено ли Л-им жилое помещение на правах социального найма, в жилищном фонде социального использования либо на иных правах. Кроме того, отказ в выдаче разрешения Л.Л. на приватизацию квартиры был аргументирован тем, что имеется обязательство Л-их о сдаче занимаемого спорного жилого помещения в связи с получением государственного жилищного сертификата. Считала отказ администрации муниципального образования Славный в выдаче разрешения на приватизацию жилого помещения не основанным на законе. Ссылаясь на ст. 195, 196, 199 ГК РФ, считала, что срок исковой давности для обращения собственника жилого помещения в суд с иском о выселении из занимаемого жилого помещения истек 06.04.2010 г. Просила признать за ней право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Л.Л. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена.
Представитель истца по доверенности К. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик администрация муниципального образования Славный в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, в удовлетворении иска просил отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУП Тульской области "Жилкомреформа" по доверенности М. против удовлетворения иска возражала, указав, что собственником спорной квартиры является муниципальное образование Славный. ГУП Тульской области "Жилкомреформа" в правоотношениях, связанных с распоряжением муниципальными жилыми помещениями, не участвует, предприятие уполномочено только на оформление приватизационных документов по заявлениям граждан. Истец в ГУП Тульской области "Жилкомреформа" не обращалась, ее права и законные интересы предприятием не нарушены, в связи с чем привлечение в качестве третьего лица считает нецелесообразным. Указала, что при наличии действующего обязательства Л.В. и членов его семьи о сдаче занимаемого жилого помещения в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата, с использованием которого им было приобретено жилое помещение, законные основания для приватизации спорной квартиры отсутствуют.
Третье лицо Правительство Тульской области о времени и месте судебного разбирательства извещено, в судебное заседание не явилось. В письменных пояснениях представитель Правительства Тульской области по доверенности Д. пояснила, что из ордера N от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным определить, предоставлялось ли Л.В. спорное жилое помещение по договору найма жилого помещения или в качестве служебного жилого помещения. В материалах дела договор социального найма на спорное жилое помещение, а также иные документы, подтверждающие его заключение, отсутствуют. Просила принять решение на основании действующего законодательства.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о времени и месте судебного разбирательства извещено, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Третьи лица Л.В. и Л.А. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Одоевского районного суда Тульской области от 23 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Л.Л. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам Л.В., Л.А., ГУП Тульской области "Жилкомреформа", Правительству Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказано.
В апелляционной жалобе представитель Л.Л. по доверенности К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, признать за Л.Л. право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Л.В. на семью из четырех человек на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ., выданного администрацией АО "Тула-50", предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Из поквартирной карточки и выписки из домовой книги усматривается, что в названной квартире зарегистрированы Л.Л., Л.В., Л.А. - с ДД.ММ.ГГГГ г.
Собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является муниципальное образование Славный, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Славный отказала Л.Л. в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по причине наличия обязательства о его сдаче (передаче) в связи с получением государственного жилищного сертификата.
Правовое регулирование порядка обеспечения жильем отдельных категорий военнослужащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством - "Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих продолжительность службы 10 лет и более, при увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Для получения сертификата гражданин - участник Программы представляет в комиссию в числе других указанных документов также документы, подтверждающие численный состав семьи и справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы (для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания) или обязательство о сдаче жилого помещения после приобретения жилого помещения с помощью сертификата, предусматривающего обязанность сдать (передать по договору отчуждения) в распоряжение администрации АТО "Тула-50" и освободить указанную жилую площадь со всеми проживающими совместно с ним лицами в срок не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного сертификата, а также не приватизировать, не закладывать, не передавать по договорам отчуждения с момента подписания обязательства.
Соглашаясь на участие в Программе, граждане избирают способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Соглашаясь с условиями Программы, граждане обязаны передать ранее занимаемое жилое помещение в государственную (муниципальную) собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.
Следовательно, обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось освобождение ранее занимаемого жилья по договору социального найма, в противном случае предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета исключалось.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Л.В. выдан государственный жилищный сертификат N с размером социальной выплаты <данные изъяты> руб. на семью из 4-х человек, в том числе на сына Л.А., дочь Л.Е.В., супругу Л.Л. для приобретения жилого помещения на территории Орловской области.
ДД.ММ.ГГГГ Л.В. принял на себя обязательство в связи с предоставлением жилой площади с помощью жилищного сертификата в Орловской области сдать (передать по договору отчуждения) занимаемую им жилую площадь в квартире <адрес> в распоряжение администрации АТО "Тула-50" и освободить указанную жилую площадь со всеми проживающими совместно с ним лицами в срок не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного сертификата, а также обязался не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами его семьи. Согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с Л.В., имеется.
Таким образом, подписав обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения, Л.В. было выполнено условие, необходимое для получения государственного жилищного сертификата.
Реализация Л.В. сертификата подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ г., из которых видно, что Л.Л., Л.А., Л.В., Л.Е.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрели в общую долевую собственность (доля в праве каждого по 1/4) квартиру общей площадью 66 кв. м по адресу: <адрес> (регистрация права ДД.ММ.ГГГГ г.).
Таким образом, Л.В. реализовал свое право на получение государственного жилищного сертификата на условиях сдачи занимаемого им жилого помещения - спорной квартиры.
Проанализировав указанные выше положения закона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что реализация права военнослужащего на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке ст. 83 ЖК РФ. В случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин и члены его семьи не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения, поскольку их право социального найма на занимаемое жилое помещение прекращается, тогда как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает право на приватизацию занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. Следовательно, в случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин и члены его семьи не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем судебная коллегия соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не принял никаких мер по истребованию и принятию от Л-их спорного жилого помещения, не является основанием для отмены решения суда. Бездействие уполномоченных органов, осуществляющих контроль за исполнением обязательств по сдаче жилья в установленный срок, не должно способствовать злоупотреблению гражданами своим правом.
То обстоятельство, что занимаемое жилое помещение не было сдано истцом в установленный обязательством двухмесячный срок, не свидетельствует о его прекращении, поскольку до настоящего времени данное обязательство надлежащим образом не исполнено.
Судебная коллегия не может признать состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно признал договор социального найма с Л.В. и Л.Л. расторгнутым по основаниям ст. 83 ЖК РФ, поскольку согласно условиям участия в ФЦП "Государственные жилищные сертификаты" гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. реализация права военнослужащего на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке ст. 83 ЖК РФ.
Суждения суда первой инстанции о наличии правовой связи между реализацией права на получение жилищного сертификата и прекращением договора социального найма в порядке ст. 83 Жилищного кодекса РФ не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных положениями Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" правовых оснований для признания за ними права собственности на спорное жилое помещение судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. В случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин и члены его семьи не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения, поскольку их право социального найма на занимаемое жилое помещение прекращается, тогда как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает право на приватизацию занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии каких-либо правовых оснований для прекращения договора социального найма, не исключают возможности применения к спорным правоотношениям положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
Так, в силу требований ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из преамбулы Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Между тем, Л.В. был выбран иной способ удовлетворения потребностей в жилище путем получения государственного жилищного сертификата и использования денежной субсидии с целью приобретения жилья, что свидетельствует о надлежащем исполнении государством социальных обязательств.
При этом обязательство о сдаче занимаемого жилья призвано обеспечить паритет частных и публичных интересов с целью соблюдения прав всех участников указанных правоотношений.
Учитывая, что предоставление Л.В. государственного жилищного сертификата является социальным обязательством государства перед отдельной категорией граждан, указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку свидетельствует об удовлетворении потребностей Л.В. в жилье в наиболее приемлемой для них форме.
Социальные обязательства гарантируют реализацию прав и законных интересов граждан в объеме, необходимом для удовлетворения их потребностей и не должны использоваться в целях получения преимуществ перед иными лицами даже при наличии формальных к тому оснований, установленных законом.
В указанном случае применение ст. 10 Гражданского кодекса РФ направлено на предотвращение использования правового механизма, регулирующего приватизацию жилья, в целях, противоречащих задачам социального обеспечения граждан и нарушения законных интересов других лиц.
То обстоятельство, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. в редакции, действующей до внесения изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 г. N 408, не содержат прямой ссылки на обязанность расторжения участниками подпрограммы и членами их семей договора социального найма занимаемого жилья, не может толковаться как возможность сохранения за указанными лицами права пользования жильем, подлежащем сдаче на основании подписанного истцами обязательства.
По сути, доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и рассмотрения суда первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств и, как не опровергающие выводов суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, проанализировав собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законов, оснований для отмены которого судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одоевского районного суда Тульской области от 23 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Л.Л. по доверенности К. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)