Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.01.2015 N 33-173/2015

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2015 г. N 33-173/2015


Строка N 20
27 января 2015 года судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Холодкова Ю.А.,
судей Жуковой Н.А., Иванцовой Г.В.
при секретаре Ф.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Иванцовой Г.В.
гражданское дело по иску Б.М.В., Б.В.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Б.М.В., Б.В.Н.
на решение Богучарского районного суда Воронежской области
от 21 октября 2014 года
(судья райсуда Скоморохов В.В.),

установила:

Б.М.В., Б.В.Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" о признании права собственности на квартиру общей площадью ... кв. м, расположенную по адресу: ..., в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым в праве общей долевой собственности.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что 30 сентября 2009 года Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Богучарская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации указанная квартира была предоставлена истцам для проживания на постоянной основе по договору социального найма. Работниками Богучарской КЭЧ с истцами был заключен договор найма служебного жилого помещения в связи с отсутствием бланков договора социального найма и было обещано пересоставить договор найма служебного жилого помещения на договор социального найма. В указанной квартире истцы зарегистрировались и с 15 октября 2009 года проживают до настоящего времени. 03 августа 2011 года администрацией городского поселения г. Богучар принято постановление N 168 о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий. Впоследствии Богучарская КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации была реорганизована в форме присоединения к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. 27 мая 2014 года истцы обратились в указанную организацию с заявлением о приватизации квартиры, однако, какого-либо ответа не получили. Истцы своего жилья на территории Богучарского района Воронежской области не имеют, правом приватизации не воспользовались. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорная квартира не включена в специализированный служебный жилой фонд, т.е. является жилым помещением государственного жилого фонда. На основании требований Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истцы и обратились в суд с названным иском.
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 21 октября 2014 года исковые требования заявителей оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Б.М.В., Б.В.Н. ставится вопрос об отмене состоявшегося решения ввиду его незаконности и необоснованности.
Выслушав представителя Б.М.В., Б.В.Н. по доверенностям Р.А.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 сентября 2009 года Богучарская КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации предоставила Б.М.В. и Б.В.Н. квартиру общей площадью... кв. м, расположенную по адресу: ... Указанная квартира была предоставлена истцам для временного проживания в ней на время работы в Богучарской КЭЧ по договору найма служебного жилого помещения N 515 от 30 сентября 2009 года. Согласно указанному договору Богучарская КЭЧ передает нанимателю Б.М.В. и членам его семьи (жене - Б.В.Н.) за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности - квартиру общей площадью ... кв. м, расположенную по адресу: ..., - для временного проживания в нем, в связи с работой в Богучарской КЭЧ. Договор заключен на время работы в Богучарской КЭЧ. Согласно требованиям пп. 3 п. 18 ч. 4 договора, указанный договор прекращается с истечением срока трудовых отношений.
С 30 сентября 2009 года до настоящего времени истцы Б.М.В. и Б.В.Н. проживают в указанной квартире, оплачивают коммунальные платежи.
Информация о правах на недвижимое имущество Б.В.Н. и Б.М.В. в ЕГРП в Богучарском отделе Управления Росреестра по Воронежской области отсутствует, по данным БТИ Богучарского района Воронежской области за истцами собственности на жилые помещения в архиве района не учтено. В приватизации жилья на территории города Богучар и Богучарского района заявители участия не принимали.
Согласно Выписке из ЕГРП N ... от 28 апреля 2014 года правообладателем квартиры общей площадью ... кв. м, расположенной по адресу: ..., является Богучарская КЭЧ Московского военного округа (оперативное управление зарегистрировано 07.07.2006 года). Право оперативного управления, как на момент регистрации этого права, так и впоследствии регулируется ст. 296 ГК РФ. На момент предоставления спорной квартиры истцам, названная норма права действовала в редакции от 27.07.2006 года, которая предусматривала: п. 1 Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
На основании Постановления администрации городского поселения г. Богучар N ... от 03 августа 2011 года Б.М.В. и Б.В.Н. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 17 июня 2011 года. Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель истцов, нуждающимися его доверители признаны в связи с тем, что проживают в служебном жилом помещении.
Истцы Б.М.В. и Б.В.Н. зарегистрированы по адресу: ... с 15 октября 2009 года и проживают по настоящее время.
На заявление Б-вых в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о приватизации, последнее заявление рассмотрело и сообщило, что для принятия решения необходимо представить договор социального найма (ордер), и другие документы.
По сообщению администрации городского поселения г. Богучар и администрации Богучарского района - спорная квартира в собственность городского поселения и муниципального района не передана.
По данным Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области от 03 октября 2014 года N ... сведения об отнесении указанной квартиры к специализированному жилому фонду отсутствуют. Однако, реестр названным Агентством, как и его правопредшественником, составляется в заявительном характере, следовательно, отсутствие сведений как таковых, не свидетельствует об отсутствии у спорной квартиры статуса "служебной жилой площади".
В настоящее время в КЭЧ или в каких-либо подразделениях Министерства обороны Российской Федерации истцы не служат и не работают, какого-либо служебного отношения к Министерству обороны Российской Федерации не имеют.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Договор найма служебного жилого помещения N ... от 30 сентября 2009 года между Б.Ю.В. и руководителем КЕЧ МВО соответствует форме Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 года. Истцы, утверждая что им квартира предоставлена по договору социального найма, это обстоятельство доказательствами не подтверждают, в то время как и текст договора, так и действия по предоставлению этой квартиры, и возможности КЭЧ предоставить работнику квартиру только по договору служебного найма - очевидны.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Отказ в удовлетворении иска суд первой инстанции правомерно обосновал тем, что занимаемое членами семьи Б-вых жилое помещение, расположенное по адресу: ..., является федеральной собственностью, служебным жилым помещением. Поскольку заявители, являясь нанимателями служебного жилого помещения, на условиях социального найма указанную квартиру не занимают, то оснований для удовлетворения иска о передаче спорной квартиры в общую долевую собственность истцов в порядке приватизации не имеется.
С учетом изложенного, решение судом по существу принято верно, при правильном применении норм материального права. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом верно. Представленные доказательства исследованы в полном объеме и им дана надлежащая оценка применительно к требованиям ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы заявителей со ссылкой на Постановление Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 г. "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" и об отсутствии доказательств факта отнесения спорной квартиры к служебному жилому помещению являются несостоятельными. Данные Правила приняты после вступления в действие Жилищного кодекса РФ, пунктом 2 Правил предусмотрено, что виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены ЖК РФ. В пункте 3 сказано - отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. По данным системы учета в Министерстве обороны РФ спорная квартира числится служебной, в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления 07.07.2006 года, после этого времени никаких решений собственником в отношении данной жилой площади не принималось.
Никаких доказательств тому, что собственник в силу п. 2. ст. 296 ГК РФ принимал решение об изъятии квартиры, находящейся в оперативном управлении, - в деле нет, так же как и решения об исключении квартиры из разряда служебных.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Богучарского районного суда Воронежской области от 21 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.М.В., Б.В.Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)